Задание по математике (6 класс): придумать математическую сказку.

«Книга желаний».

Жили-были два друга Саша и Стас.
Дружили с самого детства и даже учиться пошли в одну школу.
И вот однажды, когда они перешли в 6 класс,
случилась удивительная история.

Началось все с того, что в школе объявился богатый спонсор
и решил к Новому году подарить деньги  каждому школьнику
— 40 рублей ученику младших классов,
100 рублей — старшекласснику.
Но когда он узнал, что в школе 575 учеников,
то денег стало жалко.
Спонсор решил устроить раздачу денег после праздника
на каникулах, когда младшие ученики придут все,
а 60% старшеклассников будут отсутствовать.

Сколько денег он дал всем детям?

matemshemkoli.jpg

Ответ: 40% от 100 рублей то же самое, что и 100% от 40 рублей;
575 х 40 рублей = 23000 рублей.

 

  Друзья, вовремя узнав о переносе раздачи денег, получили свою долю!
Обрадовались и решили купить что-нибудь, очень нужное и полезное.
Долго ходили по магазинам, пока не забрели в переулок, где никогда до этого не бывали.
В старом, маленьком  домике, посреди переулка они увидели букинистический магазин и решили заглянуть.
Внутри вкусно пахло книгами,
на полках было множество свитков и старинных книг.
За маленьким прилавком сидел крошечный старичок
и рассматривал что-то нарисованное на листочке.
Он бормотал себе под нос, не замечая ребят.
Мальчики стали ходить мимо стеллажей и брать то одну,
то другую книгу. Одного из них заинтересовала книга  на самой верхней полке.
Мальчик встал на носочки, потянул за краешек – и…
Бамс! Книга упала.

matemmong.jpg

От громкого хлопка продавец очнулся и заметил посетителей.
  — Интересненько.
Давненько эта книга не выбирала себе владельца! – сказал маленький человечек.
– Я смотритель магазина волшебных книг!
Зовут меня Монг. Будете выкупать книгу?

Ребята переглянулись  и посмотрели на книгу.
Книга была в кожаном переплете
с медными уголками и колесиками с цифрами на лицевой стороне.
Красивая книга. Почему не взять?

— А сколько она стоит?
 — Вообще то, если  книга выбрала вас сама – вы можете ее забирать!

Друзья обрадовались, подняли книгу и попытались ее открыть.
Книга не открывалась.

— Монг, книга не открывается. Что нам делать?
— Очень просто, наберите шифр.
— А какой?
— Вообще-то инструкция есть, и я вам ее дам! Только помогите мне разгадать загадку.
И продавец протянул им листок, тот самый над которым сидел, когда они вошли в магазин.

На листке стояли девять точек в форме квадрата.
Ниже была надпись:

«Перечеркните теперь все точки четырьмя прямыми линиями,
не отрывая карандаша от бумаги».

— Да это задачка для первоклашек – закричали друзья хором,
и мигом выполнили задание!
Монг ужасно обрадовался,
подпрыгнул 4 раза и вручил друзьям конверт с инструкцией.

matemshem2.jpg                    Ответ:   matemshem3.jpg

  Скорее, скорее, пока хитрый продавец не передумал,
схватив книгу с конвертом,
друзья выбежали из магазина и сами не заметили,
как оказались возле своего дома!
 Они сели на лавочку, нетерпеливо распечатали конверт.
В конверте была бумага со стихами.
— Ой! Шарады!

Вот что они прочитали:

Отгадайте каждый стих – соберите общий шифр.

Было так.
Однажды Нил
У проказницы спросил:
— Ну-ка, Аза, удружи,
Сколько лет тебе?
Скажи!
Улыбнулась хитро Аза
И такой дала ответ:
— Буду старше я в три раза
Через восемнадцать лет.
А вот сколько,-
Постарайся,-
Сам, дружочек, догадайся.

(Ответ: 9 лет)

Всего за час однажды Яков
Поймал в реке авоську раков.
Но если б Яков в тот же час
Поймал их больше в десять раз
И после жадничать не стал —
Полсотни их друзьям раздал,
Тогда бы их, на одного,
Осталось триста у него.
Так сколько штук в реке наш Яков
Поймал за час всего тех раков?

(Ответ: 35 раков)

Ровно в семь часов утра
Петя вышел со двора
И в Хорол он,
К другу Косте,
В девять тридцать
Прибыл в гости.
Сколько из дому в Хорол
Километров он прошёл,
Если он по шесть
У нас
Километров
Ходит в час?

(Ответ: 15 км)

Некоторое время пришлось потратить на разгадывание каверзных стихов.
Каждый ответ друзья записывали на листочек.
У них получилось: 9; 35; 15

— Интересно! А на шифре только три колесика! Что делать?
— Послушай, а может нам сложить цифры, полученные во втором и третьем ответе!
-Давай! Тогда получается 9; 8; 6! Вертим колесики!

Они повернули колесики, так чтобы нужные цифры оказались сверху!
Книга с грохотом раскрылась,
из нее вылетел настоящий торнадо,
закружил друзей и втянул их в книгу,
обложка захлопнулась!

matemdom.jpg

   Они летели, не зная где верх, где низ, их вертело и крутило, было темно и страшно. Очнулись они посреди поляны в лесу.
Руки, ноги целы, голова на месте. Что ж, могло быть хуже!
Странно, но книга, в которую их занесло,  лежала рядом, распахнутая на самой середине. Мальчики заглянули и увидели карту.
Карта была старинная,
пожелтевшая и как на всех уважающих себя старинных картах,
на ней имелась отметка с надписью «клад».

matemkart.jpg

Вдруг книга зашевелилась,
закачалась и провалилась в ямку,
которая тут же закрылась.

— Проворонили! Книгу желаний проворонили! Растяпы! – сверху с ближнего дерева к ним спускалась лохматая маленькая девчонка.
— Вот ведь! Только девчонки нам не хватало! – проворчал Саша.
-Ты кто? – спросил девчонку Стас.
— Принцесса, конечно! Сказочная. За кладом охочусь! А вы карту проворонили! Чего теперь делать?
— Конечно, прямо сказочная принцесса и прямо за кладом! – засомневались мальчишки.
— А вы много принцесс видели? Сами-то кто, откуда у вас волшебная книга? – девчонка обежала их вокруг, и встала в позу «руки в боки».
— Мы гуляли, книга нас выбрала, между прочим, она нас сюда сама занесла! – сбивчиво объяснили они.
— А! Так вы иномирцы, попаданцы! – сказала девочка и села рядом с ними.

Она объяснила, что их книга – это Волшебная книга желаний.
Открывшего ее человека книга испытывает и если испытания пройдены – выполняет заветное желание.

— Только теперь ее надо искать. На поиски не так много времени. А еще нужно землекопов нанимать – сами не справимся. Денег у нас нет. Так что – все! Пропала книга! Не удержали.

— А у нас есть деньги! – друзья показали ей свои запасы.
— Может получиться! Пошли, обменяем!
Только будьте осторожны.
В обменниках гоблины сидят – могут и надуть!

matemgobl.jpg

Недалеко от поляны девчонка стала колотить в ствол огромного дерева.
Часть коры отошла, появилось окошечко.
Из окошечка на детей поглядели два злобных глаза.
— Десятичная система, обмениваем все.
Милостыню не даем. Нет денег – убирайтесь – сказал скрипучий высокий голос.
— Стас протянул две сторублевые бумажки в окошечко.
Через некоторое время
из окошка протянули мешочек денежек и окошко закрылось.

Некоторое время они подсчитывали выданные им деньги.
Им было выдано 1999 денежек достоинством
1, 5 и 25 фантиков (так назывались деньги в волшебной стране).
 — Нас обманули, —  закричала принцесса и начала барабанить по дереву.
 Но окошечко больше не открылось.

Как принцесса догадалась, что их обманули?

matemden.jpg

Для решения этой задачи необходимо воспользоваться следующим известным утверждением: сумма любого числа четных чисел – четная, а нечетного числа нечетных чисел – нечетная. В нашем случае исходная сумма денег — четная, а полученная сумма денег (сумма 1999 монет по 1, 5 и 25 фантиков) – нечетная.

— Хватит убиваться,-  урезонил принцессу Саша – что нам дальше делать?
— Нанять барсуков, конечно! Никто лучше них ямы не роет. Только нужно поторопиться, книге может надоесть ждать, и она вернется на полку в магазин. А ведь еще надо купить угощение, уговорить барсуков.

Дети побежали к лавочке со сладостями. Купив засахаренных фруктов, поспешили нанимать землекопов.
Они нашли копателей возле большой ямы.
Девочка принялась объяснять и упрашивать.
Один из барсуков, самый видный и важный сказал:
— Как я понял, вы торопитесь.
У нас всего шестеро свободных рабочих. Сколько у нас времени?

Девочка  задумалась, а потом сказала:
— Часов 5 я думаю есть!
— Хорошо. Теперь думайте,
сколько шесть барсуков успеют выкопать за 5 часов,
если три барсука за два часа выкапывают три ямы.

Ребята подсчитали,
вспомнили небольшую полянку и сказали,
что этих ям будет вполне достаточно.

Сколько ям смогут выкопать 6 барсуков за 5 часов?

racoon1.gif

Ответ:
Шесть барсуков за 2 часа выкопают 3 • 2 = 6 ям.
Шесть барсуков за 10 часов выкопают 6•5=30 ям.
Тогда шесть барсуков за 5 часов выкопают 30 : 2 = 15 ям.

  Придя на полянку, барсуки принялись копать! Им очень повезло, они нашли книгу уже через 3 часа. Ребята поблагодарили копателей и отдали им все сладости.

Теперь можно было хорошенько рассмотреть карту и подумать, как найти клад.
Сначала решили найти свое местоположение на карте. Книга очень помогла, оказывается, на карте они уже отмечены, причем стоило им пойти, точки на карте тоже приходили в движение.
 — Ух, ты, как здорово – восхитились мальчики!
— Очень, только вот клад за морем, а туда только на корабле переплыть можно, придется в порт идти – сказала девочка.

Хорошо, что она знала дорогу. К порту дети добрались без происшествий.
 — Пошли запасы покупать – велела принцесса.

Так как они оказались неопытными путешественниками, то и набрали всяких вещей без разбора. В итоге оказались обладателями 15-ти разных сумочек, котомочек и мешочков. И хотя мальчикам казалось, что они накупили много лишнего, девочка никак не хотела ни с чем расставаться!

matemdevsch.jpg

Корабль в порту был один, капитан согласился их перевезти. И очень удивился, увидев сколько вещей трое детей везут с собой!
-Куда вам столько, это ж ровно половина из того что взял купец, который тоже едет с нами.
— Я принцесса, и мне все нужно – пояснила принцесса.
— Ладно – согласился капитан – но если в дороге нас застанет ненастье – вы расстанетесь с частью  своих мешочков! Я не собираюсь из-за вас тонуть.
На том и порешили.

8958ec13a3fe17ea012b146f5ab4a836.gif

Им не повезло!
Когда до Земли оставался один день,
разразилась буря.
Капитан корабля приказал выбросить за борт половину из 30 тюков с вещами, которые везли пассажиры. Принцесса вцепилась в свои коробочки.  Купец тоже не хотел расставаться с грузом.
Видя это, капитан сказал: «Сделаем так: матросы расставят 30 тюков по кругу, а мы будем по кругу ходить и выбрасывать каждый девятый тюк, пока не выбросим половину тюков».
Мальчишкам стало жаль принцессу, они решили ей помочь и расставили вещи так, что из  15 тюков оставшихся в конце на палубе все были тюки девочки.

Как были расставлены тюки?

matemshemkr.jpg

Ответ: Начертим круг,
отметим на нем 30 палочек и пронумеруем их от 1 до 30.
Начиная счет с цифры 1, перечеркиваем девятую палочку, затем восемнадцатую,
затем двадцать седьмую и продолжаем этот процесс, вычеркивая каждую девятую
из не перечеркнутых ранее палочек.
Таким образом, будут перечеркнуты палочки с номерами
5, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 30.
Значит, нужно расставить тюки следующим образом:
4 своих, 5 чужих, 2 своих, 1 чужой, 3 своих, 1 чужой, 1 свой,
2 чужих, 2 своих, 3 чужих, 1 свой, 2 чужих, 2 своих, 1 чужой.

  Корабль был спасен. Буря скоро утихла.
Принцесса радовалась. Она собрала свои кулечки и поблагодарила друзей за помощь.
Купец очень рассердился, но не показал виду. Он решил отомстить за потерянный товар и стал ждать удобного случая.

Скоро на горизонте показался красивый город. На холме возвышалась крепость, а за стенами виднелись шпили многочисленных башен и дворцов.
Ветер был попутный и уже через час друзья сошли на землю.
Купец прячась, пошел за ними.

Только сейчас друзья поняли, что не смогут сами унести все, что накупила девочка.
Судя по карте, им нужно было пройти город, спуститься на равнину и забраться еще на одну гору. Путь не близкий! Оставлять спасенное в бурю было жалко.
Они сели на скамейку возле колодца и стали думать, как быть дальше.
Вдруг, Стас увидел мальчика. Он нерешительно переминался с ноги на ногу, казалось, он не может решиться подойти к колодцу.

— Тебе вода нужна? Ты что ли испугался нас? – спросил он мальчика.
— Ой, прямо испугали! Мне нужно осликов напоить,
а как не знаю – ведерки дома оставил – отозвался парнишка.
— А может, мы сможем тебе помочь? – сказала принцесса.
— А может, и сможете! – обрадовался мальчишка – тут такое дело!
Ослов нужно напоить, но дать строго по 3 литра.
Меньше дашь – не дойдут, больше – не пойдут.
У вас ведро на три литра есть?

Вместе осмотрели запасы, и нашли два ведра.
Только оба они не подходили.
Одно ведро было на 9 литров, второе на 5 литров.
Стас догадался, как решить проблему.
— Веди сюда своих осликов – сказал он мальчику.
Мальчик привел маленьких пушистых осликов, и дети напоили их. Причем каждому ослику дали выпить по три литра воды.

Как можно отмерить 3 литра воды, если в наличии только два ведра объемами 5 и 9 литров?

matemkolod.jpg

Ответ: Заполняем водой 9-ти литровое ведро и переливаем из него воду в 5-ти литровое (в 9-ти литровом остается 4 литра). Освобождаем 5-ти литровое ведро и переливаем в него 4 литра из 9-ти литрового. Еще раз заполняем водой 9-ти литровое и из него доливаем в 5-ти литровое 1 литр воды (в 9-ти литровом остается 8 литров). Освобождаем 5-ти литровое и переливаем в него из 9-ти литрового 5 литра воды. В 9-ти литровом ведре останется 3 литра воды.

 Ослики выглядели довольными, новый знакомый тоже. За то, что друзья его выручили, новый знакомый подарил путешественникам одного ослика.
Теперь было на кого свалить вещи! Ослик оказался смирным, выносливым и не вредным. Вместе они двинулись к городу, не заметив, как хитрый купец тихо крадется за ними.
Он подошел к ослику незамеченным, и схватив мешочек с деньгами быстро убежал.

Ребята обнаружили пропажу только когда подошли к воротам. За вход в город нужно было платить, а деньги исчезли.
Девочка расплакалась.
— Вот сырость разводит! – недовольно сказал Саша.
 
Он подошел к стражнику  и спросил.
— Можно пройти в город, если у нас нет денег?
— В город можно пройти или богатому или умному. Раз нет денег, вы должны отгадать загадку.
— Загадывайте! – обрадовался Саша.
— Хорошо! Слушай внимательно!
Папе, маме и трем дочерям вместе 90 лет. Разница в возрасте между девочками — 2 года. Мама на 10 лет старше, чем три дочки, вместе взятые. Разница в летах между родителями равнa возрасту средней дочери.
Сколько лет папе, маме и трем их дочерям?
Немного подумав, Саша сказал ответ.
Стражник кивнул, распахнул ворота и пропустил ребят в город.

matemriz.jpg

Ответ: Папе — 38, маме — 31, дочерям — 5, 7, 9 лет.

  Город был великолепен. Белые чистенькие домики были украшены мозаикой, улицы вымощены камнем, во многих двориках журчали фонтаны. Так незаметно, любуясь красотами, дети добрались до центральной площади. Вокруг площади располагались самые большие и богатые дома, а центр площади был просто утыкан странными колодцами.
Девочка рассказала, что несколько дней в году в городе дует сильный южный ветер и попадая в эти колодцы, как на трубах играет мелодию. Но сегодня ветра нет, поэтому нет музыки.
Мальчишки стали бегать от колодца к колодцу и кричать. Получалось весело. Девочка не удержалась и тоже наклонилась над колодцем, крикнула, потом еще и еще. Эхо отражало их крики и смех.
И вдруг, наклонившись над очередным колодцем, девочка уронила вниз книгу.
— АААА! Что теперь делать? – запричитала принцесса
— Да уж, неприятность! Еще нас ругала, что книгу упустили! А сама? – закричали, подбегая мальчики.
— Что делать, что делать?! – повторяла девочка.
— Только не плакать! Будем спускаться вниз! Веревка есть?
— Конечно! — обрадовалась принцесса.

matemddd.jpg

Они привязали веревку к выступающему камню и стали спускаться.
Мальчики спустились первыми. Осмотрелись. Внизу было сухо и светло – солнце попадало через колодцы. Только книги нигде не было.
— Спускайся, книги не видно, будем вместе искать – закричали они девочке.
Девочка очень нервничала, спускалась рывками, камень расшатался, выпал из кладки. Хорошо, что принцесса уже была не высоко. Она плюхнулась на пол, а рядом приземлился камень с привязанной веревкой.
— Все приехали! Без книги. В подземелье. Как теперь выбираться? – расстроились ребята.
Дороги назад не было, они стали осматривать подземелье: просторное, прямоугольное, песчаный пол, в потолке колодцы.  Три стены были абсолютно гладкие, зато на четвертой были надписи и небольшая выемка в форме ладони.

Девочка стала читать.
— Узнайте два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел. Поставьте свою ладонь на каменную, прижмите и назовите первое из чисел, затем уберите руку, подождите ровно 45 минут, прижмите свою ладонь к каменной еще раз и произнесите большее из чисел. Если вы все сделаете правильно, получите упущенное и обретете свободу.
— Вот это задачка! Даже если мы узнаем числа, как узнать время? Часы у кого есть?- огорчился Стас.
— Когда я покупал две веревки, – вспомнил Саша — продавец сказал, что каждая из веревок хоть горит не равномерно, затрачивает на полное сгорание час времени.  Отмерить 45 минут мы сможем! Спички у меня есть.

— Отлично! С числами я тоже все решил – радостно сообщил Стас.

matemsten.jpg

Есть две веревки, горящие неравномерно.
Каждая сгорает за час. Как при помощи этих веревок и спичек отмерить 45 минут?

0002.gif

Необходимо поджечь первую веревку с обоих концов одновременно (она должна полностью сгореть за 30 минут).  Одновременно с первой веревкой поджигаем вторую только с одного конца, и когда первая веревка догорит (30 минут), — поджигаем вторую веревку с  другого конца, на догорание уйдет 15 минут.  Пройдет ровно 45 минут.

Узнайте два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.

nouvel-an.25.gif

"сто" — 100; "миллион" – 1000000

 

  Вместе, помогая друг — другу они выполнили задание.
На стене обозначилась и распахнулась дверь. Прямо под дверью лежала книга, а в глубине тоннеля был виден выход.
Ребята схватили книгу и выбежали из подземелья.
Ослик стоял неподалеку, пережевывая чахлый кустик.
Порадовавшись своему спасению, книге и ослику, нигде больше не задерживаясь,
они поспешили из города к заветной цели.

matemshemosl.jpg

Остальной путь дети прошли быстро.
Там где на карте был обозначен клад, на самом деле оказался большой каменный тотем.
Он походил на голову старика, с крыльями вместо ушей.
 — Нам его выкапывать или разбивать – растерялись ребята.
Тотем казался неприступным. В этот момент у ослика зачесалась спина,
он подошел к тотему и потерся об него шерсткой.

Тотем вздрогнул, открыл глаза, и чихнул.
— Осла уберите, у меня на шерсть аллергия. Чего так уставились?
Вся троица застыла с открытыми ртами.
-Так! – продолжил монолог тотем – ну и кто из нас каменный? Отомрите уже. Уберите осла.
— Сейчас – очнулась принцесса, оттащила ослика.
— Спасибо, так гораздо лучше. По карте пришли? Все испытания прошли? Молодцы! Скажу вам по секрету осталась самая малость!
Я бы вам и так люк открыл, но он заколдован на вопрос.

Так что придется дать правильный ответ. Слушайте!
Предположим, что если человек не будет 7 суток есть
или 7 суток спать, то он может умереть.
Допустим, что человек неделю не ел и не спал.
Что он должен сделать в первую очередь к концу седьмых суток
чтобы остаться в живых: поесть или поспать?

— Я знаю, знаю! – воскликнула принцесса.

Она ответила правильно!

matemshemtot.jpg

Ответ:Человек не может одновременно спать и есть. Следовательно, срок в семь суток после сна
и после еды наступит в разное время. Человек, прежде всего, должен сделать то,
что он неделю назад делал раньше — спал или ел!

Возле основания тотема с треском открылся люк!
Ослик напугался и убежал искать прежнего хозяина,
с которым было не так страшно.
Дети подошли ближе и увидели мраморные ступеньки.
Они спустились по лестнице в прекрасный зал,
посреди которого стоял сундук, закрытый на кодовый замок.

— Опять решалки — разрешалки! Как мне все надоело – топнула ножкой принцесса.
— Это, наверное, последнее задание – обнадежили ее ребята.

Открыв книгу, они увидели, что карты больше нет, а есть цифры от 1 до 9
А немного ниже такие строчки:

«Разместите цифры в три строки так, чтобы трехзначное число, которое получится в средней строке, было в два раза больше, чем число в верхней, а сумма этих двух чисел давала бы трехзначное число, стоящее в 3-й строке.  
Решите — откроете замок».

0_85500_32531758_xl.gif

Существует несколько вариантов решения.
219      327      192       273
438      654      384       546
657      981      576       819

  Решив задачку, дети набрали код. Крышка медленно сама поползла вверх.
Друзья от любопытства наклонились вперед и даже на носочки привстали.
Из темноты сундука на них смотрел маленький продавец Монг!
Видя разочарование на лицах ребят, он поспешно вылез из сундука и сказал.
— Книга сделала то, что положено делать каждой правильной книге. Она сделала вас умнее, находчивее,  мудрее! А подарки вы получите от меня. Не расстраивайтесь!- он обратился к девочке – чего бы ты хотела,  маленькая принцесса?
— Я давно хочу попасть домой к папе и маме. Однажды я заигралась, убежала далеко, найти дорогу назад уже не смогла. А еще я хочу взять всё, что мы купили для мамы и папы в подарок.
— Хорошее желание! – гном Монг раскрыл книгу, на девочку налетел ураган, она исчезла.
— Теперь вы, обратился Монг к мальчикам.
— Хочу домой, конечно,- воскликнул Саша, и тихо добавил —  еще никогда не делать ошибки на контрольных, если можно.
— Я тоже – поддержал Сашину мысль Стас.
— Это уже два желания – нахмурился человечек – ладно, так и быть, выполню оба!
Монг подул на страницы, выскочил торнадо, подхватил мальчишек.

matemgnom.jpg

Очнулись мальчики на скамейке возле  дома.
Каждый получил в подарок замечательное увеличительное стекло.
С виду, самое обыкновенное. Но если сквозь него посмотреть, на задачу, решенную с ошибкой, вместо синих чернил увидишь красные.  Жалко только, что правильное решение нужно было искать самим!

matemlupa.jpg

ВСЁ!

d4c103b26fca617d0d0c7fec07437230.gif

 

Составил: Острийчук Саша (12 лет)

  1. Катя
    27 Январь, 2015 at 19:34

    Класс