Сейчас отношение к школе неоднозначное. Многие не видят смысла водить своих детей в школу, оставляя на домашнее обучение.
Можно огласиться, что перекосов много, программы школьные неоднозначны, квалификация многих учителей сомнительна… Негатива много.
Но! Стоит ли отказываться от школы, как части системы образования в целом?
Прежде чем решать, ознакомьтесь с аргументами ЗА школу!
(Статья печатается с любезного разрешения Марии Макаровой.)
Школа учит (даёт ребенку знания, образование).
А почему же нет? Например, мне школа дала и знания, и образование.
Благодаря школе у меня появился действительно неплохой кругозор и более или менее четкие представления о том, что же мне действительно интересно. Конечно, многое из школьной программы я уже не помню. Но очень многое также осталось. Благодаря этому «всестороннему» образованию, я могу легко поддержать разговор с любым человеком, не важно, какого он возраста. Не думаю, что если бы я изучала только биологию, я могла бы поговорить с кем-то о русской литературе, например. И также география, история, тот же ОБЖ… Из всех этих наук я помню все самое интересное для меня, а общаясь с незнакомым человеком, неужели я полезу в Яндекс?
Школа как это ни странно привила мне любознательность. И школьные учителя действительно значат очень много. Самыми любимыми предметами становятся те, которые преподают «нестандартные» учителя, которые любят свой предмет и умеют сочетать программу и просто интересные и живые факты из изучаемой науки. Многие предметы у нас были просто неинтересными, но даже тут мы учились чему-то.
Например, благодаря математике, которая у нас была, мягко говоря, ужасной и полностью построенной на зазубривании и на красивом почерке, я научилась аккуратности и развила отличную память. Это уже в институте я «щелкала» высшую математику как орешки. Но база всё равно была заложена, даже плохой учитель может дать минимальные знания. А дальше все зависит от ученика и родителя.
Наш английский был очень скучным и очень слабым, но мне английский был очень интересен. Я выучила его сама до того уровня, который мне был на тот момент нужен чуть позже.
Важную роль играют родители. Если родители говорят, «школа» — это зло». Дети будут думать именно так. Моя мама говорила: «Школа даст тебе дорогу в будущее». И я воспринимала это именно так.
Школа дает тебе возможность определиться. Из всего объема знаний ты выбираешь то, что тебе ближе, и дальше ты движешься в выбранном направлении, изучая выбранный тобой предмет более детально и углублённо в ВУЗе. Здесь тоже всё зависит от ученика. Например, благодаря школе я научилась писать конспекты, выделять главное, готовится к экзаменам, к самодисциплине, работать с разными источниками информации, всё это пригодилось мне позже. Но это было тогда, сейчас новое «поколение зомби», они не расстаются с планшетами, ноутбуками, компьютерами, телефонами, приставками. У нас всего этого не было.
Школа нужна для социализации ребенка.
Все успешные люди — политики, чиновники, бизнесмены когда-то также ходили в школу.
А могли бы эти люди стать чиновниками/политиками и т.д. без школы?
Ответы на аргументы оппонентов:
1 «Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет – даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. »
Вы правы! В школе я ненавидела физику и химию. Но даже сейчас я помню что-то из этих предметов. Это ничего мне не дает, но это и не плохо. Иногда даже эти знания могут пригодиться. И конечно в рамках школы ты мало что изучишь глубоко, но на это есть дом. Что мешает тебе изучить любимый предмет дома? Я переводила с английского тексты песен моей любимой группы. Английский мне нравился, я занималась для удовольствия.
2 «Достижение результата никого не интересует – прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок. »
Благодаря этому я научилась самодисциплине и самоорганизованности. И что самое ценное, я научилась «чувствовать время».
3 «Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.»
У нас на уроках проводились опросы, различные соревнования между группами (кстати опыт работы в команде), или проверочные работы на 20 минут, чем тебе не мозговой штурм, а вспомни что учитель говорил тебе на прошлой неделе, когда именно в этот момент ты обсуждал что-то интересное с соседом по парте.
4 «Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным.»
Сила воли…Вставать каждый день рано утром, плестись в школу, сидеть до 15:00, приходить домой и еще там делать домашку на завтра. Не знаю как у остальных, а я всё ещё удивляюсь, как я смогла это сделать на протяжении 11 лет!
Активность? Смотря что вы имеете в виду. Например, мы постоянно куда-то или выбирались (походы, экскурсии) или что-то проводили: я всегда участвовала в разных конференциях, читала доклады, участвовала в сборе макулатуры той же, даже проводила школьные концерты. Я приобрела колоссальный опыт выступления на публике: чтение стихов, песни. Никто не заставлял, мне было интересно.
5 «Качественной работе с информацией в школе не учат – большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.»
Наш учитель истории учила нас составлять конспекты, выделять основные мысли, подводить итоги, сокращать слова, делать схемы и т.д.
6 «Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают…»
Выбор есть всегда, кем ты хочешь быть, хочешь ли ты учиться и активно проявлять себя в школьной жизни или же ты просто хочешь тупо ходить в школу «для галочки», хочешь ли ты стать «сильным» учеником или же «двоечником». Школа – это не тюрьма.
7 «Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?»
Об этом я писала выше. А интуиция и чувствительность у меня была очень развита, всегда чувствовала, когда меня вызовут к доске.:) Но и к тому же, мы изучали музыку, изобразительное искусство, литературу, иностранные языки…Прекрасные предметы!
8 «Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу…»
В программу нет, ты учишься этому в школе по умолчанию. Ты общаешься с огромным количеством людей. Например, я общалась с ребятами не только моего класса, но и из параллели и других классов. Именно в школе я научилась общению, дружбе, взаимовыручке. До школы я была очень стеснительным ребенком, и именно в школе я смогла раскрыться, не боятся публики, у меня появилось много друзей мальчишек и девчонок. Именно там я научилась организовывать всех и да, в какой-то степени именно там проявились мои лидерские качества. Я не была в команде «аутсайдеров», скорее наоборот.
9 «Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.»
Не помню ни одного абсолютно ненужного и бесполезного предмета… Даже на уроке труда (который я считала бессмысленным в то время), мы осваивали готовку, вязание, вышивку, шитьё…Женщине это знать в любом случае не мешает.
10 «Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение»
Здесь я с вами согласна, но всё это зависит в первую очередь от учителя, а не школы. В моей школе многие преподаватели не давали высказывать своё мнение, но к счастью, далеко не все были такими.
11 «Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать.»
Это можно сказать обо всех профессиях, к сожалению.
12 «Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.»
Ну, это вы конечно загнули. Во-первых, я очень сомневаюсь в том, что заключенным намного легче, чем детям и «никто не заставляет их заниматься неинтересным делом». Во-вторых, что мешает детям общаться друг с другом? Опять же мой пример, я общалась с ребятами из разных классов. Кто-то был младше классом, кто-то был далеко старше. Ну и в-третьих, а где вы видели абсолютно одинаковых детей? У всех детей абсолютно разные интересы, также как все люди абсолютно разные. И в этом-то вся прелесть!
13 «Школьный класс – модель взрослого общества? Это неправда – лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов… Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице… Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение…»
И как остальные люди-то умудряются жить нормально в мире после школы? Получается, что все «бывшие школьники» — неудачники, абсолютно не приспособленные к жизни? Но постойте, вы же сами «бывшая школьница». И у меня нет ни одной дурной мысли о вас, наоборот, мне настолько понравилась эта тема, что я не пожалела своего времени на ответный комментарий!
14 «В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка – это ответственность родителей.»
И это верно! Дети – это наше отражение. Они впитывают все, что мы им говорим. И когда мама (самый главный человек в жизни ребенка), говорит, что школа – зло. Поверьте, так это и будет. Я вспоминаю школу очень тепло. Я нашла там моих самых верных и надежных друзей, с которыми дружу до сих пор, я встретила там моих первых учителей, которым я за многое благодарна. Я не стремлюсь в моем посте показать, что вы не правы. Я хотела лишь привести другой пример, что может вынести ребенок (в данном случае я) из «системы», потому что очень многое зависит от родителей, от учителей, но и от самих детей, лично я получила очень много в школе и я стала тем человеком, каким я сейчас являюсь в какой-то степени также благодаря школе. Правда я закончила школу 10 лет назад. Думаю, что многое поменялось с этого времени, по крайней мере, поколения учеников. 🙂
Автор: Мария Макарова
Прежде чем поносить школу и опускать ее до «ненужности», подумайте, а чем и кем бы Вы были без школьного образования?
Школа и образование нужны – вопрос лишь в выборе нужной школы!