Языческая символика. Обереги

simzem.jpgСлавяне покланялись в основном трем стихиям: земле, воде и огню. Этим стихиям соответствовали определенные символы, которые использовались нашими предками повсеместно для помощи и защиты.
Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика).

simogon.jpgСимвол воды – хляби небесные (волнистые линии).
Символ огня — косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда).
Кроме этих, основных знаков, языческая символика использовала и многие другие связанные с удачей, здоровьем и т.д.

Языческие символы славяне размещали на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи.

Символ солнца (огненная стихия), размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки simsoln.jpgрасполагали также на крыше дома – в виде конька (причем конь сам по себе символизировал солнце , под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон. На фасаде дома славяне изображали небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером.
При этом на центральном сегменте обычно размещали громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии.
Рядом с символом солнца почти всегда славяне изображали знак земли или засеянного поля, обозначающий единство небесного и земного, явного.
Мир яви символизируют и изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами.
Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей.
Чаще всего эти изображения находятся на наличниках окон, у входа в дом.
simvolladdy.jpg
Изображения  оберегающие мир в доме Лады (богиня веселья, благополучия и согласия в семье; богиня невест) располагаются также на резных наличниках (она изображается с поднятыми вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу и свет), а также на хозяйственных постройках (она изображаются с опущенными руками, словно обращается к матери-сырой земле, дающей урожай).

Внутри дома тоже все было наолненно символами  

Над дверьми располагался самый распространенный оберег – подкова, его могли изобразить и на печи, и на предметах быта. Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила могла навредить человеку.

Обрядовые полотенца вышивались с особой тщательностью. Каждый стежок имел скрытый смысл. Узоры на полотенцах  представляют не что иное, как славянский календарь, который образно отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре.
На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль.
Соль — символ солнца, любви; хлеб — земля, милость; полотенце — символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.
Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке; с тем же смыслом во время родов бабка принимала младенца на новое полотенце.

Полотенца-обыденники ткали и расшивали несложным оберёжным орнаментом против мора, для испрашивания дождя и т.п., причем, simdusha.jpgчтобы полотенце имело чудодейственную силу, с работой ткачиха должна была справиться за один световой день.

На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Последний знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.

Обычные полотенца часто могли быть вышиты «бытовыми» знаками – петушками, лошадками даже сценками из жизни.

В одежде магическим охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол, разрезы, пояса. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (прялки, ткацкий стан).
 
Наиболее тесно с жизнью человека связывают славяне пояс и воротник. Считается, что именно через воротник в случае смерти душа покидает тело, поэтому он обязательно оберегается узором. Охранных знаков здесь было такое множество, что со временем ворот превратился в отдельную наплечную часть одежды – «ожерелье». Пояс, опоясывая человека, проходит через пуповину – центр человеческого существа, его жизненное начало, поэтому он также должен быть покрыт обильной обережной вышивкой.

Наиболее частым оберёговым узором на одежде являются ромбы с крючками – символами жизни. Кроме ромбов, значение амулетов, несущих огонь, тепло, жизнь, имели  круги и свастики с «усиками», направленными по ходу солнца.
В рукав обязательно вшивалась кумачовая ластовица, так как красный цвет, по поверью, отражает дурную энергию и защищает здоровье хозяина.

Ювелирные украшения славян
 

Мужских оберегов сравнительно немного.

Это, как правило, миниатюрное изображение оружия — ножи, мечи, топоры; маленькие коньки, которые являлись оберегом в пути и служили символом бога Перуна.
Также мужчины носили когти и клыки диких зверей, добытых на охоте. Считалось, что так охотнику передаётся сила убитого зверя, которая помогает в охоте, защищает в лесу.

Женские украшения многочисленнее и разнообразнее.

simpodves.jpg
 Обязательным оберегом у женщин являлись подвески, которые крепились на цепочках и носились на поясе, как ожерелье или у плеча.
Часто они были сделаны в виде коня или утко-коня (символ Рода и Солнца), к ним также крепились бубенчики или утиные лапки – символ Рода как создателя земли.
Еще одним обязательным элементом подвесок был семилучевой гребешок, который означал здоровье и должен был оберегать женщину от болезней и дурного глаза.
Третий элемент подвески – ложечка символизирует сытость, достаток в доме;
четвёртый – ключ означает богатство.
Встречается на подвесках и пестик от ступы – символ мужского начала, плодовитость.

Как правило, бляшки имели солярную, земную и зооморфную символику: солнечный крест, означающий выбор человеком жизненного пути, восьмиконечный крест – символ Рода, ромбики – знаки земли, изображение птиц, зверей, свастики – всё это являлось основными узорами орнамента подвесок. Женские подвески изготавливались из бронзы или иного жёлтого, солнечного металла.

Одним из главных женских украшений является головной убор – венчик у девушек,
кика или кокошник у замужних женщин.
Венок – круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли.
Кика символизировала собой рог тура или матери-оленихи, она должна была придавать женщине силу. Головной убор отделывался бисером, украшался нитями жемчуга – ряснами – и височными кольцами — колтами. Височные кольца напоминают гребешок петуха, или восходящее солнце. Поверхность их покрывается знаками, похожими на руны, а также знаками Лады.

Ожерелья состояли из отдельных подвесок и лунниц. Лунница — исключительно женский оберег, так как луна всегда считалась женской планетой. Лунница оберегала от ночных духов и нави, просыпающихся при свете луны. Их изготавливали, как правило, из серебра или другого серебристого металла, символизирующего луну. Составными частями женского ожерелья являлись также бусины из стекла, кости, камни и бляшки-подвески. Иногда в качестве подвесок использовались монетки. На шее женщины иногда могло быть несколько ожерелий, состоящих из лунниц, бляшек и бусин. Количество украшений показывало статус женщины и, разумеется, имело оберегающий характер.

Браслеты носились и мужчинами, и женщинами, они скрепляли рукава одежды и тем самым не только делали ее удобной в носке, но и оберегали от проникновения нечистой силы. Браслеты были стеклянные, костяные, из кручёной проволоки, из полосок металла, створчатые. На браслетах изображались символы земли и солнца. Женские створчатые браслеты скрепляли на запястьях рукавов ритуальных русальных рубах; во время праздничных хороводов эти рукава распускались для ритуального танца.

Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий говорит о том, что славяне даже после принятия христианства сохранили многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека.
В наше время большое применение такие символы находят в этнических украшениях.