Учимся определять время с малышом!

Многие мамочки беспокоятся когда ребенок не может определять время по циферблатным часам. Во-первых оглянитесь на свой дом. А дома такие часы есть? Или только электронные остались? Возможно дело в этом. Но если часы есть, а ребенок ну никак не может запомнить как время узнавать, не волнуйтесь! Возможно  пока время не пришло!
Все дело в том, что для детского ума это огромная нагрузка – соединить в сознании два, наложенных друг на друга циферблата, часовой и минутный. Что делать? Учить. Только по-особенному – маленькими шажками!

Первый шаг

Изготовьте макет часов без… минутной стрелки — забудьте о делении циферблата на минуты! Минутные черточки тоже не наносите. Объясните ребенку, что стрелка, которая показывает часы, называется «часовая».

В результате останется 12 цифр и «грубый» раздел времени. Например: немного больше двух, половина второго, около двух, чуть больше двух. Такого «крупного» дробления малышу предостаточно, и этому можно начинать учить с 4-4,5 лет. Пусть потребуется несколько месяцев, а то год — не стоит спешить с более мелким дроблением.

Второй шаг
Сначала покажите малышу, как правильно ходит стрелка, а потом пусть ребенок покрутит ее в нужном направлении. Расскажите, что за час часовая стрелка проходит расстояние от одной цифры к другой. Затем выставьте на циферблате то или иное время (ровно) и пусть малыш изобразит положение часовой стрелки через час (два, три и т. д.). Потом вернитесь в прошлое: час (два, три и т. д.) назад.

Когда ребенок уже будет легко называть и выставлять на циферблате время в таком упрощенном варианте, добавляйте на циферблат минутную стрелку. Объясните малышу, что минутки и минутную стрелку люди придумали для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа и что за один час минутная стрелка проходит целый круг.

Еще раз уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Еще раз скажите, что они называются «часовая» и «минутная».

Объясните, что когда часовая стрелка показывает ровно час (два, три и т. д.), минутная всегда оказывается в самом верху, на отметке «12». Пусть ребенок поставит ее в это положение и покрутит часовую стрелку по кругу:
поочередно ставя на «ровные» часы;
изображая реальное время — глядя на настоящие часы;
ориентируясь на заранее подготовленные рисунки;
произвольно по вашей просьбе.

Третий шаг
Спросите малыша, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если чадо не догадалось, помогите ему. Изобразите на макете часов, как «выглядит» половина того или иного часа. Когда ребенок сможет уже самостоятельно выполнять подобное задание, вводите понятия «через полтора (два, два с половиной и т. д.) часа». Потом начинайте постигать «полчаса назад», «полтора часа назад» и т. д.

Закрепление знаний
Изобразите на циферблате, например, 2 часа ровно и спросите малыша:
сколько времени прошло, если было…
сколько времени пройдет, если будет…
сколько времени осталось до…
А потом пусть ребенок сам изображает на циферблате задаваемое вами время.

Четвертый шаг

Теперь можно начинать учить минуты подробно. Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры (меньшего размера), изображающие количество минут. Объясните, что в каждом часе 60 минут и от одного «часового» деления до другого – 5 минут. Покажите будущему или новоиспеченному школьнику, как изобразить стрелками 5, 10, 15 и т. д. минут того или иного часа. Затем выставьте стрелки в определенное положение и пусть ребенок передвинет их в положение, которое будет через:
5, 10, 15, 20 и т. д. минут;
полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга);
час, два, три и т. д.;
полтора часа, два, три с половиной часа назад и т. д.;
час и 5, 15, 35 и т. д. минут;
которое было:
5, 10, 15, 25 и т. д. минут назад;
полчаса назад;
час назад (два, три и т. д. часа назад);
полтора, два, три с половиной и т. д. часа назад;
Пятый шаг
Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа». Объясните, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится – на маленькие деления – по одной минутке. Покажите малышу, как будет выглядеть, например, 7, 9, 11 минут того или иного часа или 21, 26, 34 минуты. Придумайте упражнения на закрепление новых знаний, аналогичные тем, что описаны выше.

Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить: «столько-то минут такого-то (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка) часа». Например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь.

Далее расскажите малышу, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Снова потренируйтесь правильно называть время двумя способами. Давая ребенку задания по установке времени на циферблате, каждый раз проговаривайте его другим способом.

Шестой шаг
На протяжении всего обучения обращайте внимание малыша на время, изображенное на настоящих часах! Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на учебных часах.

Составьте вместе со своим первоклашкой его распорядок дня. И там, где вы будете писать время, в которое происходит какое-то событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.

 

Источник: интернет.