История
Свадебный каравай это не просто хлеб, это символ – оберег, который имеет очень давнюю историю. И уходит обычай подносить молодым каравай корнями в далекую древнюю Грецию.
В Греции, процесс приготовления свадебного хлеба, был довольно трудоемким и сопровождался требованиями, нарушить которые никто не имел права. Хлебом являлись семь ритуальных лепешек, муку для которых просеивали три молодые незамужние девушки. В замешивании теста принимало участие 4 человека — девушка, у которой оба родителя пребывают в здравии, и три женщины, состоящие в единственном, счастливом браке, познавшие радость материнства. Воду в замес добавляли дети, а замужние женщины клали туда монеты.
А пять тысяч лет назад в Римской империи свадебный каравай – хлеб из пшеничной или ячменной муки — жених разламывал прямо над головой своей суженой, а затем раздавал кусочки присутствующим, словно делясь своим счастьем, в то время как крошки доставались самим молодоженам. Разламывание каравая символизировало подчинение жены мужу.
На Руси обычай известен с дохристианских времен.
В некоторых русских говорах словом «каравай» называют саму свадьбу. Когда хотели сказать, что кого-то еще рано женить, использовали поговорку: «Его каравай еще не упекся».
В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога — Солнца, который сходит на землю, чтобы «взять под свою ласку» красну девицу и добра молодца, вступающих в эту долгую, трудную и прекрасную жизнь. Поэтому по форме каравай обязательно круглый.
Особенное внимание обращали на размер каравая. Считалось, что от его величины зависит счастье и богатство молодожёнов. Для княжеской или царской свадьбы выпекались просто огромные караваи, которые несли на специальных носилках, оббитых бархатом, по четыре каравайника.
Накануне свадебного пира выпекали каравайчики, небольшие булочки, которые свахи развозили приглашенным на свадьбу.
Так же как и в Греции, в России к процессу замешивания теста допускались лишь счастливые в замужестве и многодетные женщины (они делятся с невестой своим счастьем). Обычно свадебный хлеб пекли накануне свадьбы в доме невесты, причем с большими церемониями и весельем. Сначала мужчины поднимали квашню и три раза обходили вокруг дома, где будут печь каравай. Затем ставили ее посреди двора, накрывали шубой, сажали на нее невесту (чтобы детки родились здоровыми). В это время женщины пели специальные обрядовые песни, после этого невеста вставала, шубу убирали, над тестом говорили заговор и с песнями и танцами несли квашню в дом. Теперь начинался следующий этап выпечки хлеба.
Самой плохой приметой считалось, если к изготовлению каравая приложит руку пустая (бездетная) женщина. Таких на это время вообще выгоняли из дома.
В христианской Руси при замешивании теста непременно читались молитвы «Отче наш» и «Богородица». Сажался каравай в печь также с молитвой, но эту процедуру доверяли только женатому мужчине, у которого были здоровые, сильные дети (мужчина делится с женихом своей силой). Перед тем как «посадить» каравай в печь мужчина стучал три раза в печку ногой, затем высоко поднимал хлеб, чуть ли не до потолка, в этом ему могли помогать самые красивые женщины из родни невесты. И только после этого можно было «сажать» свадебный хлеб в печь. А после этого, надобно было хлебной лопатой хлопнуть свата, или сватов, сзади: всё, мол, в порядке!
Каравай украшали цветами, колосьями ржи, пшеницы и веточками калины. Калиновыми ветками с ягодами традиционно украшают комнату, в которой готовят каравай. Ведь свадьбы играли осенью, когда наливалась жаркая ягода-калина. Калина в свадебном обряде — не просто украшение. Она — древнейший символ любви, зримое свидетельство чувства, прочно соединившего молодых.
В середине готового каравая делалось небольшое углубление, куда плотно устанавливалась солонка или просто насыпалась соль. Сам каравай клали на специальное вышитое полотенце.
Существовал обычай одаривать молодых, который назывался «на каравай покласть». Вот как описан этот обычай на свадьбе в Рязанской губернии: дружка угощает отца жениха караваем и обращается к нему с просьбой: «Родимый батюшко! Просят вас дети караваем. Каравай прими, золотую гривну положи. Наше дело ново, всего надо много: на веретенцы, на тонкие полотенцы, надоть козла купить, воду возить, старика нанять — дрова колоть, старуху нанять — баню топить — молодому князю с княгиней париться ходить, — положите рублика четыре, а будет ваша честь — положите рубликов шесть». Отец жениха берет кусок каравая и дарит овцу: «Вот тебе, невестка, на каравай. Овечка твоя, ягнятки мои, шерстка твоя». Затем дружка обходит всех участников свадьбы и каждый кладет на каравай что-нибудь.
Наше время
Устойчивость свадебных традиций поразительна. Они веками предаются из поколения в поколение.
По древней традиции молодых с караваем встречают родители жениха. На красивом ярком рушнике лежит круглый румяный хлеб, на нем — солонка. Жених и невеста отламывают от каравая по кусочку. Чей кусочек будет больше, тот и станет главой семьи.
Для молодых — это забавная игра. И, тем не менее, она имеет глубокий и довольно мудрый смысл. По русским поверьям настоящая верная дружба должна непременно скрепиться преломлением хлеба. Отныне друзья-влюбленные-супруги все целое делят на двоих. Но поскольку жизнь не сказка и в ней находиться место соленым слезам, молодые должны обмокнуть хлеб в солонку. Пополам все: горе и радость.
Оставшийся каравай режут (причем по обряду резать свадебный каравай должен ребенок) и обносят им гостей или ставят на стол.
Иногда каравай разламывают надвое и пускают по столам жениха и невесты. Каждый гость должен отломить себе кусочек. Если быстрее закончился каравай на половине невесты – первенцем у пары будет девочка, если на стороне жениха – мальчик.
Кусочки свадебного каравая по поверьям обладают магической силой. Если подруги невесты положат кусочки каравая под подушку на ночь, а утром съедят их, скоро и им быть невестами.