Решающую роль в ответе на этот вопрос имеет компетентность преподавателя. Его умение заинтересовать учеников историей создания картины, жизнью самого художника. Конечно, в каждом классе найдутся дети не способные воспринимать любую информацию, но большинство тянутся к знаниям, как ни банально это звучит. Совсем не обязательно давать данные учебника по материалу. Нужно найти интересные детям факты, адекватную форму подачи их на уроке.
Например, что Айвазовский совсем не Айвазовский, а Айвазян. Что Пластов вообще не мог создать ни одной стоящей картины вне своей родной Прислонихи. Саврасов написал около 12 копий своей знаменитой картины. Суриков платил пьянице, что бы тот позировал ему сидя на снегу, когда писал юродивого в «Боярыне Морозовой».
Интересной информации много и если дети воспримут ее, пропустят через себя, то великолепные творческие работы гарантированы. Важно, что бы не было формата и стандартного отношения. Пусть творят и свободно рассуждают. Главное помнить, что отрицательное мнение- это тоже мнение, и если оно художественно выражено и обосновано, оно имеет право на жизнь.
***
Школьные сочинения пишут в основном по картинам русских художников XIX – XX вв., так как они наиболее близки и понятны детям. Для младших классов подбирают работы с простой композицией, не перегруженной деталями, выполненные в простом цветовом решении. Для ребят постарше выставляют работы многоплановые, сложные по цвету, часто с историческим или библейским сюжетом, целостной композицией и с непременно ярко выраженной авторской индивидуальностью. В такие работы можно всматриваться часами, чтобы не упустить ни одной важной детали, охарактеризовать мастерство художника, технику и особую творческую манеру. Однажды написав обо всем этом, картина запомнится надолго..
Как написать сочинение по картине? На первый взгляд ответ прост – описать то, что видишь: сюжет, композицию, цвета, отметив «говорящие» детали и охарактеризовав картину в целом. В школе нас просили «написать» картину словами так, чтобы тот, кто никогда не видел, мог не только представить себе ее, но и почувствовать настроение художника, ту атмосферу, созданную им на холсте, в легком отражении наших собственных эмоций, а иногда и фантазий. Ведь каждому свойственно видеть в живописи что-то близкое, пусть иногда и не существующее реально, но непременно таинственное и манящее. Такое сочинение, дополненное рассказом о художнике, – почти искусствоведческая работа, хотя педагоги скромно называют его сочинением-рассуждением или сочинением-описанием. Искусствоведческие очерки взрослых, высокообразованных людей у меня порой вызывают скуку (поистине достойных не так уж и много), а иногда и негодование (такое пишут!), а вот детских очерков почему-то не публикуют, жаль.
Юный Айвазовский любил играть на скрипке, петь и рисовать самоварным углем на стенах домов, а еще он испытывал просто необыкновенную страсть к морю с рождения и до конца своих дней.
В 10 лет он уже учился рисованию и живописи у великого русского художника И.Е. Репина.
Эта работа – начало славы Серова: «В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – в этом он был новатором.
В детстве Саврасов зарабатывал тем, что писал небольшие пейзажи на продажу. Долго художник ждал подходящего момента, взрыва, который даст жизнь его дремлющему вдохновению. Грачи прилетели – момент настал, родился шедевр, ставший своеобразным символом России.
Суриков говорил, что ощущает историю по-особому, как живую реальную действительность, в этом его отношении и его собственная уникальность, как великолепного исторического живописца.
Исторический момент, запечатленный художником, обрел необычайную образность, являющую собой живой, сложный, многострадальный переход наших предков из одной веры в другую.
«Быть только живописцем и никем более!»
Пластов никогда не писал людей, которые у него лично не вызывали никакой симпатии, а симпатичны ему были в основном простые крестьяне, труженики, поэтому он прославился, как художник, находящий вдохновение в особой поэзии сельского труда, единого с миром живой природы.
Галина Щедрина
www.art-dealer.narod.ru