Семь ступеней на пути к коммуникабельности.

kommun.jpgКоммуникабельность (от латинского «communicatio» — контакт, связь) — способность устанавливать позитивные деловые контакты, связи, отношения с окружающими.
Это талант понимания, убедительность речи и острота мысли.
Это качество характера, помогающее обогатить личную жизнь.
Это широкий кругозор и умение им пользоваться плюс большое личное обаяние человека.

Как часто для успеха в жизни нам не хватает именно этого качества. И конечно мы хотим, что бы наши дети были коммуникабельными.

Первая ступень на пути к коммуникабельности ребенка – личный пример родителей.
Проанализируйте, как общаетесь вы внутри семьи. Часто ли собираетесь за столом, есть ли у вас общие занятия, кроме просмотра телевизора.
Самые ранние зачатки коммуникабельности дают родители при общении с ребенком. Тут важно помнить, что ребенку для гармоничного развития на ранних этапах нужно именно общение с мамой и папой, а не с няней или воспитательницей. Прогнозируйте ситуации в которые может попасть ребенок и вместе находите правильный выход.
Проще всего взять любимую игрушку и «водить» ее в гости, в больницу, в школу. Ребенку будет проще в реальной ситуации, если она уже была обыграна.

Встречайте радушно гостей, сами не чурайтесь ходить в гости с детьми. Если ребенок хочет пригласить друзей, не препятствуйте ему. Обилие общения – главный ключ к коммуникабельности.
Только не нужно заставлять ребенка общаться. Процесс должен радовать. Любое нагнетание и понуждение приведет к обратному результату. Никогда не обсуждайте при ребенке не успешность его у сверстников (если таковая имеется). Можно создать комплекс неполноценности.

Вторая ступень – обширный кругозор.
Для этого нужно много знать, много читать и много учиться. Опять же поощряйте в ребенке стремление к разностороннему развитию, но не заставляйте. В этом случае важно помнить – мы взрослые очень хотим видеть в детях свои воплощенные мечты. Мы пихаем их в танцевальные кружки, потому что сами хотели танцевать, мы ведем их в студии и в секции, о которых мечтали сами. Но они не мы! Они не обязаны и не должны быть как мы. Поэтому и кружки и секции и книги дети выбирают сами. Пусть это станет аксиомой. Родители могут корректировать и аргументировать, но не навязывать.

Третья ступень – коммуникабельный человек должен уметь не только говорить, но и слушать.
Важное и сложное умение. Вырастает оно из умения родителей выслушать своего ребенка. Фраза – я сказал, поэтому так и будет, только отвернет ребенка от вас, а от него окружающих. Потому что однажды, ребенок обязательно за вами повторит. Будьте дипломатичны. Выслушивайте до конца мнение вашего ребенка. Этим вы дадите ему понять его значимость и укрепите самооценку. Как говорил Дейл Карнеги – иногда чтобы стать хорошим оратором нужно просто внимательно выслушать.

Четвертая ступень – принятие себя.
Многие и дети и взрослые не могут раскрепоститься из-за комплексов внешности. Кто-то заикается, кто-то картавит, кто-то носит очки, у кого-то оттопыренные уши, большой нос и т.д. Если проблемы с дикцией – обратитесь к логопеду, вместо очков купите линзы и оглянитесь вокруг. Все не идеальны. Даже суперзвезды без стилистов – Васисуалии Лоханкины с рынка. Это значит не важно каким тебя создала природа, важно – как ты можешь себя подать. Веселая толстушка куда приятнее занудной красавицы.
Для того чтобы ребенок мог с иронией смотреть на свои недостатки, почаще подшучивайте над собственными. Пусть ребенок объективно оценивает окружающих и себя. Не ставьте перед ребенком идеала, говорите почаще, что он хорош такой, какой есть. Никогда не зацикливайте его на «внешней» проблема, иначе она перерастет во внутреннюю. А с ней бороться труднее.

Пятая ступень – правило «будет что вспомнить».
Это правило помогает переживать неудачные ситуации, которые порой случаются в жизни.
Самый простой пример: ребенок упал в лужу на глазах других детей, все дети начинают смеяться. Это неизбежно. Как ребенок отреагирует на свое падение, так к нему и будут относиться после. Если ребенок заплачет, застесняется – его будут дразнить и клевать. Если полезет драться – тихо ненавидеть и обсуждать за спиной. Если начнет смеяться со всеми – реакция сойдет на нет. Смеяться над собой умеют только очень сильные люди. Таких уважают и ценят.
Заметьте ситуация только когда ребенок именно сам упал, а не его толкнули. В детском коллективе закон «второй щеки» не действует. Только подставь вторую – голову оторвут.

Научите своего ребенка любые неприятности воспринимать через призму будущего. Например – разбил коленку. Пожалейте и скажите – вот это ты молодец, как правильно упал! Только коленку содрал, а если б неправильно – все пузо бы стер. Расскажите дома о «подвиге» ребенка. Таким образом вы переиграете негативную ситуацию в позитивную и будете вспоминать этот случай, не как неловкость ребенка, а как его достижение. Правильно падать тоже надо уметь. Не страшно что упал – хорошо, что сумел подняться. Умение воспринимать свои неудачи и ошибки как накопительный опыт будущих побед – весьма важный навык.

Шестая ступень – доверяйте ребенку.
Поощряйте его самостоятельность. Если он хочет помыть полы – пусть моет, если хочет пойти один в садик – позвольте ему это. Только напроситесь в попутчики. Пусть не вы его ведете, а он вас. В транспорте попросите его купить вам билетик, а то у вас «руки заняты». Пусть сам купит в магазине шоколадку. Разнообразьте ситуации и давайте посильные задания ребенку, особенно будет хорошо, если эти задания будут связаны с необходимостью общаться с незнакомыми людьми. С каждым разом ребенок будет себя все более уверенно чувствовать.

Седьмая ступень – станьте для ребенка надежным другом.
Только не становитесь «костылем». Идти ребенок должен сам. Не делайте за него то, с чем он и сам замечательно справится. Ребенку не нужны плакальщицы и охальщицы, подхалимы ему тоже не нужны. Уважайте вашего ребенка. Он должен быть уверен в вашей к нему любви. Не бойтесь говорить с ним на равных. Вы не «уроните» этим себя в глазах ребенка, вы повысите его самооценку.

Коммуникабельность довольно редко дается от рождения. К ней идут годами. Помогите пройти к ней своему ребенку кратчайшей дорогой.