Особенности связной речи и грамматики детей 5 – 7 лет

Элементы связной речи формируют у детей уже в 4 – 5 лет. Поэтому уже 5-тилетний ребенок может составить небольшой рассказ, где редко пропускает какие-то эпизоды; его высказывания состоят из 30-60 и более слов. Присутствует завершенность темы, а также попытки самостоятельно выделить части сюжета и высказаться в двух-трех предложениях по каждой из них.

В старшем дошкольном возрасте уровень сформированности у детей связной речи в самостоятельных высказываниях существенно не меняется. Сохраняется, например, средний объем рассказов (хотя в некоторых случаях, если тема заинтересовала ребенка, рассказ может состоять из 150-200 и более слов). При обучении рассказыванию, где связная речь организуется планом взрослого, его образцом и другими приемами, несовершенства детской речи не всегда заметны. Если же ребенок пяти-семи лет рассказывает самостоятельно, концентрированность и соподчиненность частей могут отсутствовать. Так, описывая куклу в теплой одежде, ребенок вперемежку говорит об ее одежде и облике: «у ней шапка меховая. У ней еще ротик красный, а глазки у нее черные. На ней еще варежки белые».

Дети среднего и особенно старшего дошкольного возраста дифференцированно используют языковые средства и, прежде всего, части речи. Описывая явления природы или отдельные предметы, они в 3 -7 раз чаще, чем в рассказах о явлениях общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных ребенку явлений общественной жизни отмечается значительное число глаголов. В рассказах о природе и при описании предметов их в 2-2,5 раза меньше. Это можно и нужно корректировать соответствующей постановкой заданий и правильными вопросами взрослого. Так, ребенок опускает глаголы, если его спрашивают: «Расскажи, во что одета кукла». Но использует их, если предлагают: «Расскажи, какую одежду сшили кукле. Во что ее одели?»

Так же дифференцированно дети пользуются грамматическими средствами. Наиболее благоприятна для употребления сложных предложений (а это один из ведущих показателей связной речи) ситуация, где товарищу по игре или взрослому надо что-то разъяснить, доказать. Стимулировать сложные предложения в речи ребенка можно с помощью совместных игр со взрослым, например — игры «Магазин», «Выставка автомашин» и т.п. Так же эффективно в этом отношении рассказывание по сюжетной картине.

Активизация сложных предложений в речи детей именно в 5 – 7 лет очень важна. Дело в том, что в дальнейшем, при обучении грамоте, возможно разрушение навыков неокрепшей связной речи, поскольку на уроках дети преимущественно оперируют сравнительно простым языковым материалом.

Не менее важно, чтобы ребенок правильно строил сложные предложения. От этого зависит формирование таких признаков связной речи, как сцепление, партитурность (правильная расстановка в тексте акцентов, слов, принадлежащих разным действующим лицам). Здесь типично следующее:

Для композиционного усиления текста дети часто постепенно привыкают употреблять прием повторов («Шел он шел …»; «Кукла приехала с севера, где холодно-холодно».). Чаще всего для данной цели ребенок использует союзы. При этом, однако, он не выделяет главных действующих лиц, сбиваясь на простое перечисление,. где порою бывают смешаны даже неодушевленные и одушевленные объекты («и еще Скорую помощь позвать и маму – тоже»). Повторяющееся слово дети не всегда умело включают в предложение, что «утяжеляет» его или искажает смысл («Один медведь был самый старший, был рыженький», «Один медвежонок взял ромашку, чтобы веселее было. И он, чтобы старается не упасть, взял себе палочку»).

Не менее громоздкими порой оказываются предложения с несколькими разными союзами («Когда собака будет лаять, пограничники побежат, куда собака побежала»).

Это свидетельствует о том, что построение предложений с сочинительными и подчинительными союзами и относительными словами к пяти годам дети еще не осваивают.

Предложения состоят в среднем из 4-6 слов. Вместе с тем к концу старшего дошкольного возраста ребенок полностью не осваивает умение с помощью интонации и других средств делить речевой поток на фразы. Они состоят порой из 20 и более слов и объединяются как бы формальной связью («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке»).

http://www.nachideti.ru