Новый образовательный стандарт (ФГОС)

Одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступит в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

В Ульяновске 10 школ ввели новый стандарт для начальной школы в 2010г. С 2011г. вся начальная школа перейдет на новый стандарт, а вся средняя с 2012г. Будут сменены все школьные учебники и дополнительные пособия.

В чем отличие нового стандарта от прежнего, и почему образование нуждается в подобных переменах?
Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что — на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо "содержательного" компонента на иные способы регулирования образовательного процесса. (Если содержание не важно, то очень интересно было бы узнать, что будет важно?)
В 2007 году было принято решение обозначить в стандарте не запоминаемый объем информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения: структура образовательных программ, количество часов, отводимых на изучение предметов, во избежание перегрузки школьников материалом, требования к ключевым компетенциям, которыми они должны овладеть. Аналогичные изменения коснутся стандартов для средней и старшей школы.

Что изменится в жизни школьников и их родителей с введением нового стандарта?
Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой (Чехлиться с новой силой?).
В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми предполагается создание школьных советов, куда войдут родители учащихся и будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми — это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.

Каким образом на практике будут реализовываться принципы нового стандарта?
Образовательные программы теперь будут разрабатываться с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в больших объемах информации. Это должно повысить у детей интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, а в конечном итоге — научить учиться. Например, комплексные контрольные будут включать в себя задания сразу по нескольким предметам. Вопросы будут составлены таким образом, что для их решения понадобятся знания из нескольких дисциплин.
Учителя должны будут заботиться о формировании межпредметных связей: использовать понятия, к примеру, из физики применительно к математике и наоборот. («Замяукали котята, надоело нам мяукать, мы хотим как поросята — хрюкать» бедные учителя!)

Помимо этого значимая роль во всестороннем развитии детей отводится внеучебной деятельности (Выезд на картошку осенью?).

Как учителей готовят к реализации нового стандарта, ведь он предполагает множество нововведений, с которыми они не знакомы?
В ряде регионов уже проводятся специальные семинары и совещания, на которых учителям и другим работникам сферы образования объясняются принципы и механизмы реализации нового образовательного стандарта. В Российской академии образования (РАО) и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уже начато обучение и консультирование преподавателей.
Планируется, что за 2010 год и первую половину 2011 года учителя пройдут повышение квалификации и уже с 1 сентября 2011 года смогут начать учить всех ребят-первоклассников по новым стандартам. Конечно, нельзя исключать и появления частных компаний, которые будут предлагать услуги по обучению учителей, а так же появления частных платных школ. (Опять деньги!)

В скобках — комментарии данные мамами, при прочтении документа….