В последнее время много говорится о необходимости развивать мелкую моторику малышей, поскольку непосредственно от нее зависит речевое развитие. Однако, как это ни парадоксально звучит, чрезмерное развитие мелкой моторики куда вреднее недостаточного.
Кончики наших пальцев, действительно, пронизаны нервными окончаниями, связанными с отдельными участками коры головного мозга, отвечающими за развитие речи. Но мозг человека устроен так, что каждая функция должна сформироваться в определенном воздасте, когда мозг оптимально предрасположен к усвоению именно этой функции. Если мы начинает преждевременно развивать более высокую зону мозга, развитие более низких подавляется, и это может привести к прямо противоположному результату: позднему началу речи, заиканию, логоневрозам.
Поэтому у малыша прежде всего должны появиться игрушки, формирующие правильной кистевой захват (разнообразные мячики, мягкие шарики, крупные кубики), затем — игрушки, которые развивают глазо-ручную координацию (сортеры, пирамидки), и уж только потом — многофункциональные развивающие центры с обилием мелких деталей, для игры с которыми требуется активная работа пальчиков. Так что и при выборе игрушек дейсвует основной принцип развития и воспитания — всему свое время!