Когда ребенок достигает возраста, который называют «ходячим», он начинает активно исследовать окружающий мир. Теперь для гармоничного развития ему нужны новые игрушки.
Ребенок начинает осмысленно говорить, как следствие – больше общается со сверстниками, начинает осваивать все более сложные типы игры и конечно для этих игр погремушки уже не всегда подходят.
Конечно, каждый малыш развивается индивидуально и трудно точно определить, с какого возраста ему подойдет та или иная игрушка.
Есть лишь приблизительные рекомендации по этому поводу.
6 мес. – 1 год.
Игрушки для купания:
Лягушка, утка с утятами или пароходик помогут развить познавательные способности, ведь эти «поплавки» не тонут и при этом двигаются.
Кубики:
Строительство башен развивает моторику, координацию движений. Главное, чтобы кубики были легкие и обязательно с закругленными углами.
Музыкальные игрушки:
Они развивают слух и внимание. Подойдет специальная панель с клавишами и кнопочками, поющая кукла, барабан или ксилофон. Главное, выбирать игрушку вместе с ребенком. Ведь некоторые из них обладают резким и громким звуком, что может не понравиться малышу.
Мячик:
Эта игрушка развивает активность, координацию движений. Можно купить несколько: большой, маленький, надувной, матерчатый.
Игрушечный телефон:
Пригодится как сотовый, так и обычный. Он необходим для социализации, развития речи. Особенно хороша для «молчунов» — будет повод начать говорить.
Пирамидки, матрешки и наборы стаканчиков:
Они прививают пространственное мышление и знакомят непоседу с понятиями «большой», «маленький».
Юла:
Способствует развитию координации движений. Главное, чтобы она не была очень большой, иначе ребенку будет сложно с ней справиться.
Игрушки для ролевых игр:
Диапазон широкий – от кукол и мягких игрушек до посуды и набора «Маленький доктор». Главное, чтобы там не было мелких деталей, которые ребенок захочет попробовать на зуб. Также в наборе не должно быть слишком много предметов – ребенку еще сложно концентрировать внимание сразу на нескольких объектах.
1-2 года.
Игрушечные музыкальные инструменты:
Можно купить электрогитару или маленький синтезатор. У ребенка уже лучше развита моторика, и он с удовольствием будет нажимать на клавиши. Эти игрушки развивают не только слух, но и фантазию – малыш будет играть в музыканта.
Пазлы:
Ребенок стал внимательнее, ему интересно складывать картинки. Главное, чтобы составные части были крупные, а рисунок – понятный. Например, известное животное.
Игрушки для ролевых игр:
Куклы, звери, персонажи мультфильмов и сказок – главное, чтобы в них не было мелких деталей, которые можно открутить или откусить.
Набор фруктов, овощей и ягод:
Играя с ними, ребенок узнает новые формы, учится сравнивать и находить отличия.
Калейдоскоп:
Этот прибор развивает фантазию. Главное, чтобы корпус калейдоскопа был прочным, ведь внутри – мелкие и травмоопасные детали!
Пальчиковый театр:
Маленькие куклы на пальчик, например, персонажи всем известной «Репки», помогут не только разыграть сюжет из известной сказки, но и создать новый. Прекрасно развивает творческие способности.
Наборы для творчества:
К мелкам и восковым карандашам следует добавить фломастеры и маркеры. Ребенок уже уверенно держит эти предметы в руке, ему легче изображать простые объекты. Он активно пользуется разными цветами, появляются любимые.
Кубики с картинками
Они чем-то похожи на пазл. Но это первый шаг к кубикам с буквами.
2-3 года.
Счеты:
Пора учится считать! Тем более, так интересно передвигать цветные кружочки! Главное, не заставлять малыша, иначе можно отбить охоту к обучению.
Наборы небольших игрушек:
Подойдут наборы гоночных машинок, солдатиков, фигурок зверей. С ними интересно не только придумывать сюжетные игры, но и легко научиться считать (сколько коров на лугу, сколько машин в гараже).
Кубики с буквами:
В игровой форме ребенок легче запомнит буквы и слоги. Но если он не хочет «читать», то пусть строит из них баррикады.
Игрушки для ролевых игр:
Они становятся сложнее – «Магазин», «Парикмахерская», «Мастер». Трехлетки охотно играют в ролевые игры и легко управляются со множеством разных предметов, не путают их и комбинируют.
Наборы для творчества:
Малышу нужны уже цветная бумага, ножницы с тупыми концами, краски и кисти. Пригодится пластилин и пластическая масса. В отличие от пластилина она быстро застывает и поделки можно сохранить на память. Трехлетнему ребенку очень нравится что-то соединять, клеить… А рисунки уже узнаваемы и сюжетны: вот бежит собачка, а вот – едет машинка.
По материалам журнала: «Мама, это Я!» ( №8, 2009г.)