Как добиться взаимопонимания с детьми-подростками.

Стать взрослым — значит стать индивидуальностью, и часто этот процесс идет вместе с бунтарством против общества, учителей, а также против родителей. Довольно часто происходит так, что чем больше кому-нибудь не нравится поведение подростка, тем больше и сильнее он будет протестовать. Это не очень приятно, но это, возможно, неотъемлемая часть взросления — через несколько лет ваш ребенок научится быть самостоятельным.
Чаще всего детьми двигает любопытство и желание кому-то подражать. Той же соседке с верхнего этажа, которая сидя с мальчиками на скамеечке, медленно пускает колечки дыма и уже только от этого становится ужасно загадочной…
Разговор с ребенком и момент осознания того, что он или она уже начал экспериментировать, очень сложный для родителей. Если ребенок поймет, что вы контролируете его поведение, это может вызвать защитную реакцию. До начала экспериментирования это не имеет значения, что дает возможность подготовить вашего ребенка к развитию его собственного мнения, чтобы помочь ему обдумать и принять решение.
Очень важный вопрос, должны ли вы интересоваться деталями и возможными результатами употребления некоторых наркотиков на протяжении короткого или долгого времени. Часто сами дети подсказывают то, о чем они хотели бы узнать. Это также зависит от того, что вы сами знаете про наркотики. Лучше было бы, если бы вы нашли эту информацию вместе со своим ребенком, потому что очень важно, чтобы такие знания были получены ребенком, прежде всего дома. Также и дискуссию по этому вопросу лучше не выносить из дома. Вы, например, можете опереться в разговоре на ваш собственный опыт употребления алкоголя или табака, рассказав вашему ребенку, какие на ваш взгляд, существуют преимущества их употребления и какой вред. Разговор про зависимость и привыкание к наркотикам можно сделать эффективным, если привести примеры, связать их с тем, что нравится делать вашему ребенку. Например, увлечение музыкой, спортом, просмотр спортивных программ, и многое другое….

Давайте положительный пример

Служите для ребенка примером. Ваше поведение влияет на ребенка больше, чем информация или чье-то мнение. Это касается как положительного, так и отрицательного примера. Если вы каждые полчаса начинаете новую сигарету, вы малоубедительны, запрещая ребенку курить. Вы можете показать своему ребенку, что алкоголем можно наслаждаться, если употреблять его лишь в особенных случаях и в малых количествах. Именно такое поведение выберет ваш ребенок, потому, что это будет для него примером. Даже если вы иногда выпьете лишнего, это не будут влиять на него очень плохо. Родители тоже люди, и как все люди не всегда действуют разумно. Но в таких случаях очень важно открыто и честно поговорить про это с ребенком. Ребенок будет ценить вас в этом случае намного больше, чем раньше.
Стимулируете независимость и самодоверие
Как можно раньше стимулируйте самооценку ребенка, его уверенность в себе и независимость. Регулярно давайте ребенку задание, которое соответствует его возрасту. Возложите на него, например, обязанность присматривать за собакой, или наведение порядка в своей комнате, или мытье вечером посуды, или, что то постирать из своих вещей. Как родители, вы должны быть последовательны в своих заданиях и не забыть похвалить действия ребенка, потому что комплименты добавят ему уверенности в себе. Это показывает ребенку, что он способен на что-то, и это стимулирует его самоуважение. Ребенок с подобным позитивным самоуважением, верой в себя и ощущением ответственности ощущает себя менее зависимым от других. Учите ребенка говорить «нет» не только другим людям, но и вам.
Но не забывайте попросить у него объяснения и не прячьте своего мнения, если вы не согласны с этими объяснениями. Ваш ребенок, который достиг возраста 13-14 лет, чувствует все большее желание освободиться от вашего влияния. Вы можете дать ему эту свободу, потому что в этом случае вы будете знать, что ваш ребенок готов нести ответственность за некоторые решения, которые он обязан принимать самостоятельно. В этом случае возможность того, что ваш ребенок последует за другими, уменьшается, так как он легко не поддастся давлению группы. Особенно это важно в ситуациях, связанных с употреблением табака, алкоголя и наркотиков.

Учите детей справляться с неудачами

Подростки, которые не имеют еще жизненного опыта, опыта решения проблем и преодоления неприятностей, не знают в дальнейшем, что делать с неудачами. Для таких подростков употребление наркотиков и алкоголя несет даже большую опасность. Их употребление помогает человеку забыть неприятный опыт и создает искусственное ощущение счастья. Это может привести к злоупотреблению и стимулировать зависимость.
Частью развития ребенка также является и то, что он часто хочет делать больше, чем может на самом деле, так как подросток еще только познает свои возможности. Часто подростки выходят из себя, когда не достигают желаемого результата. Эта злость необходима в процессе взросления. Поэтому не защищайте ребенка от всех возможных ошибок и разочарований. Он, таким образом, будет учиться с ними справляться.
Однако вы должны быть постоянно рядом, поддерживая его в сложных ситуациях. Часто эти советы «остаются в запасе» и используются детьми позднее. Вы также должны позволить своему ребенку приглашать своих друзей к себе домой. Таким образом, ваш ребенок будет у вас на глазах, и это даст больше возможности разговаривать про употребление алкоголя и наркотиков.
Высказывая свои мысли, даже если ваши взгляды целиком противоположны взглядам подростков, вы проявляете свою заинтересованность и внимание. Тем самым ваш ребенок получает больше свободы в общении с вами и одновременно делает это общение более весомым.
Если вы поддержите вашего ребенка, вы докажете, что не безразличны к тому, что происходит с ним.
Если подросток может делать все, что ему захочется, у него может сложиться впечатление, что родители
к нему абсолютно безразличны.

«Что делать, чтобы наш ребенок никогда не стал пьяницей?»

Конечно, универсального рецепта нет и быть не может. Могу лишь утверждать, что противоалкогольное воспитание сына, дочери можно и нужно начинать еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционального восприятия многих явлений.
В младшем школьном возрасте у детей пробуждается активный интерес к тому, «как устроен человек», к строению и работе его мозга, сердца, легких и других внутренних органов. Удовлетворяя любознательность ребенка, следует заострить его внимание на факторах, нарушающих нормальную работу организма, и прежде всего рассказать о пагубном воздействии спиртного.
В среднем и старшем школьном возрасте формируются устойчивые интересы и стремления: подросток мечтает о спортивных достижениях, всерьез задумывается о будущей профессии.
Обсуждая с ним его планы, старайтесь ненавязчиво, но убедительно показывать несовместимость их с выпивкой, по выражению Ф.М.Достоевского, «скотинит и зверит». Помогите усвоить истину, успех в любой деятельности требует от человека мобилизации всех волевых, интеллектуальных и физических ресурсов, а их-то и пожирает алкоголь.
Начиная с четырнадцатилетнего возраста с подростком целесообразно говорить о влиянии алкоголя на потомство. Особо подчеркнуть, что, воспитывая ребенка в антиалкогольном духе, мы обязаны подавать ему соответствующий личный пример. Малейшее послабление, которое разрешат себе родители, может не только свести на нет все их усилия, но и вызвать у ребенка сильный эмоциональный стресс..
Ну, а если, несмотря на все ваши усилия, сын все же начал «баловаться» спиртным? Первое, что надо сделать, это создать в доме безалкогольную атмосферу, совершенно отказаться от выпивки по какому бы то ни было поводу.
Очень важно с учетом интересов и наклонностей подростка подыскать для него иную возможность выразить себя и проявить свою тягу к взрослости.
Разоблачая в глазах наших детей фальшивую «доблесть» любителей выпивки, необходимо формировать ей в противовес чувство доблести непьющего человека. Лишь тогда можно считать законченным противоалкогольное воспитание подростка, если он гордится тем, что принципиально не пьет во имя сохранения своего достоинства, разума и здоровья.

Предложите правила и ограничения

Ваш ребенок не начинает самостоятельно экспериментировать с алкоголем и наркотиками. Обычно, это делается в группе. В группе имеют силу правила, отличающиеся от тех, что существуют дома. Сначала подростки видят только приятные стороны употребления этих веществ. Часто они не хотят замечать негативной стороны и предпочитают закрывать на это глаза, особенно когда они еще столкнулись непосредственно с негативной стороной употребления наркотиков.
Возможно, сам риск и опасности употребления наркотиков делают экспериментирование с ними таких возбуждающих. На этой стадии запрет такого поведения не дает практического результата.
Тяга к алкоголю — привычка, от которой трудно избавиться, и не принимайте его слов, что он больше не будет или когда захочет тогда и прекратит выпивать, такое поведение грозит перерасти в болезнь, и вам нужно быть вдвойне внимательным, если в семье были алкоголики.
Помогите им не скучать
Употребление таких веществ, как табак, алкоголь и наркотики может быть вызвано ничего неделанием. Если необходимо, помогите вашему ребенку заполнить свое свободное время занятиями спортом или другими контактами с подростками такого возраста. Хотя подростки и могут делать вид, что им родители, мягко говоря, надоедают, взрослые должны продолжать делить с детьми их досуг.

Понимайте друг друга

1. Надо сделать все, чтобы у ребенка всегда была возможность поговорить с родителями. Важно довести до их сведения, что вы готовы выслушать подростка. Если вы постоянно твердите о своей занятости и вечно жалуетесь на усталость, через некоторое время дети просто утратят надежду достучаться до вас.
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Родителям следует запастись терпением и не придавать большого значения капризам и слабостям подростков. Да, их наряды, и прически могут казаться нелепыми. Но, если постоянно придираться к ним из-за таких мелочей, они не решатся попросить совета, когда речь пойдет о чем-то серьезном.
3. Держите себя в руках и в любых ситуациях обсуждайте поступки детей спокойно. Разумеется, никто из нас — не идеал. Но дети должны быть уверены в том, что мы в состоянии их понять и наши крики — лишь кратковременные эмоциональные всплески.
4. Важно постоянно демонстрировать детям, что вы любите их. Время от времени старайтесь, забыв обо всех проблемах, рассказывать ребенку о том, сколько в нем хороших и удивительных качеств.
Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

http://www.sinnet.ru