Доклад: Воздушная перспектива

Перспектива в живописи позволяет сделать на плоском холсте объемное изображение. Использует тени, изменение цвета, размера и четкости границ изображаемого предмета. Так же очень важно понимать, как должен располагаться предмет в пространстве.
Отдельным видом перспективы является воздушная перспектива. Ее особенность заключается в том, что предметы, по мере удаления от наблюдателя становятся менее четкими, а их оттенки более светлыми. Все из-за количества воздуха между наблюдателем и предметом. Безусловно размер тоже изменяется.
Мне кажется, что наиболее заметно это в тумане, когда воздух более «густой». Человеческие силуэты с расстоянием в нем как будто растворяются. Как то не задумывался об этом раньше.

Основные правила воздушной перспективы.
Размеры предметов уменьшаются
Контур дальних предметов становится менее четким
Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий оттенок.
На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов.
Мелкие детали и яркие цвета видны только на переднем плане.

Впервые о воздушной перспективе говорил еще Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии … не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только границы, но и части тел неощутимы».

Воздушная перспектива важна не только в искусстве, но и в точных чертежах инженеров (чтобы не подумали, что гигантская балка это просто арматура). Так же это ключ к пониманию нами действительности. Безусловно, мы привыкли понимать на каком примерно расстоянии от нас находится предмет, однако понять природу этого умения пытались немногие.

2020