Все родители рано или поздно сталкиваются с дилеммой: заводить ли домашнего питомца или же нет. Вопрос этот очень важен, особенно когда дети подрастают и превращаются из маленьких послушных карапузов во вполне взрослых людей — подростков с вполне конкретными запросами и желаниями. Жизнь, в которую вступают наши дети, порой оказывается для них слишком сложна и тревожна. Общение в коллективе — это целая наука, которая дается сразу не каждому. Поэтому часто просьба завести дома любимца имеет под собой вполне реальную основу: желание иметь дома друга, с которым можно будет играть и за которым можно будет ухаживать и опекать его. Если в семье нет предпосылок к неприятию решения ребенка поселить дома щенка или котенка, он может сделать выбор друга вместе с родителями, купив малыша на зоорынке или в зоомагазине.
Прежде всего, нужно понимать, что животное в любом случае вы заводите не только ребенку, а в том числе и себе, и что если ребенок еще мал, большая часть забот и обязанностей по уходу за животным ляжет на ваши плечи. Даже если сам ребенок уверяет вас в обратном.
Поэтому спросите себя, готовы ли вы сами завести дома животное, требующее много внимания, времени для ухода и общения, а также денежных затрат, готовы ли к этому все члены вашей семьи. Ведь животное фактически станет ее новым членом. Надо также подумать, кто будет ухаживать за животным, когда вся семья будет в отпуске.
Важную роль в решении этого вопроса играют и жилищные условия. Если у вас есть собственный дом, то вы можете заводить любое животное, да и наверняка у вас уже есть не одно. В малогабаритной квартире не стоит заводить собак, а если ваши жилищные условия слишком стеснены, то даже хомячок может оказаться «лишним» в вашей семье.
Если вы не готовы к тому, чтобы содержать животное, лучше его не заводить вовсе. Иначе, когда вы поймете, что вам придется расстаться с ним, это может стать большой трагедией как для ребенка, так и для самого животного.
Если вы все-таки решили, что в вашем доме появится новый член семьи, то вместе с ним в жизнь вашего ребенка войдет целый новый мир. Ребенок вырастает более здоровым физически и психически, более самостоятельным. Он учится правильно себя вести с животными, ответственности за другое живое существо. Для ребенка общение с животным — это просто счастье и радость. Животное может стать хорошим другом для детей, у которых нет братьев и сестер, для закрытых, застенчивых детей.
Но животные могут представлять для детей и опасность. Прежде всего, это аллергия. Если у ребёнка или у вас есть аллергические проявления, животное заводить не стоит. К тому же, кошки, собаки, грызуны являются переносчиками различных инфекций. А малыш, как правило, очень легко может ее подхватить. Присутствует и физическая опасность, если в вашем доме появляется собака крупной или агрессивной породы. Конечно, при правильном выборе домашнего животного, его ответственном воспитании и тщательном уходе все эти опасности можно свести к минимуму.
Если вы хотите, чтобы для ребенка домашний питомец стал не просто очередной игрушкой, чтобы малыш участвовал в процессе воспитания и ухода за ним, лучше всего первое животное подарить, когда ребенку исполнится 5-6 лет. Для детей этого возраста самыми подходящими являются хомячки и морские свинки. Их можно брать на руки и гладить, что для ребенка очень важно, они выносливы и не требуют особых условий содержания.
В 8-9-летнем возрасте детям уже вполне по силам уход за лягушками, кроликами, белыми мышами, крысами, небольшими собаками и короткошерстными кошками.
Детям 9-10 лет можно купить аквариумных рыбок, улиток, водяных и сухопутных черепах.
Не раньше 10-12 лет рекомендуется заводить для ребенка длинношерстных кошек, канареек и волнистых попугайчиков.
Белок и крупных попугаев лучше приобретать, когда ребенку исполнится 12-14 лет.
А 14-15-летним подросткам можно доверить практически любое домашнее животное, включая собак крупных пород.
Владельцы собак обязаны принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных.
Выводить собаку на прогулку нужно на поводке с прикрепленным к ошейнику жетоном, на котором указанна кличка собаки, адрес владельца и телефон. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах. Злобным собакам при этом следует надевать намордник.
При выгуле собак и в жилых помещениях владельцы должны обеспечивать тишину, предотвращая лай собак до 8 часов утра и после 22 часов.
Владельцы собак обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем.
Домашние животные — как психотерапия и средство развития иммунитета у детей
Все мы знаем о благотворном влиянии домашних животных на человека и, в особенности на детей, но только в последнее время планомерные занятия с привлечением домашних животных нашли широкое применение как один из методов детской и общей семейной психотерапии.
Наиболее известны успехи такого психотерапевтического лечения детей с задержками в развитии и с такими проблемами поведения, как аутизм, гиперактивность, повышенная агрессивность, а также детей, страдающих различными неврозами.
Езда верхом
В Израиле очень популярен такой вид психотерапии для детей и взрослых, как езда верхом на лошадях..
При езде верхом активизируются различные способности, такие как: сенсо-моторная интеграция, координация движений и ориентация в пространстве (при этом происходит задействование всех групп мышц и повышаются самооценка, уверенность в себе и чувство достоинства).
Также, наблюдаются значительные улучшения состояния у детей с проблемами обучения, внимания, двигательных функций, у которых имеются различные заболевания, в том числе и
детский церебральный паралич (ДЦП).
Кошка, собака и другие меньшие братья ребенка
Ребёнку, страдающему от заикания, как одного из проявлений невроза , намного легче войти в контакт с животным, таким же маленьким, молчаливым
и беззащитным, как и он сам, и начать с ним общаться. Ребенок может гладить и обнимать животное, играть с ним.
Домашние животные помогают ребенку преодалеть страх одиночества в случаях временного отсутствия его родителей.
Общение с животными способствует эмоциональному росту и зрелости малыша -развитию у него чуткости, чувства привязанности к другим, способности сопереживания, преодолению чувства зависти по отношению к братьям и сестрам, а, другими словами- эмоциональному развитию ребёнка.
Гиперактивный малыш успокаивается, гладя кошку , собаку или хомячка; учится контролировать силу своих движений. При этом очень важен контроль и присутствие взрослых во время этих контактов. Ребенок чувствует, что животное принимает его таким, какой он есть, без критики и с полным доверием.
Это облегчает ему общение. При этом влияние имеющихся у него различных нарушений в развитии снижается; животное служит как бы посредником и открывает малышу двери к отношениям со взрослыми и всем окружающим миром.
Наш иммунитет и домашние животные
Ранее врачи предупреждали об опасности возникновения аллергии у ребенка из-за шерсти животных.
Однако, педиатры, проведя серию исследований, установили, что наличие в доме двух и более кошек или собак приводит к снижению риска возникновения аллергии у детей. Выяснилось, что около 77% детей, живущих в семьях, где есть домашние животные, показали высокую устойчивость к аллергии. Возможное объяснение этого явления, по мнению ученых, состоит в том, что в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций и, соответственно, активизируется и сам ход развития больного ребёнка.
Использовались статьи сайтов: www.detstvo.ru ; http://shkolazhizni.ru;
www.all-about-child.com