Взятки в ВУЗах.

Взятки в ВУЗах обычное дело. Не думаю, что ситуация поменяется в ближайшие лет 50, а может и 100.
Студенты быстро «просекают» кто берет, а кто нет.

Из берущих можно выделить тех, кто:

— Открыто говорит сумму за определенную оценку. Без этой суммы вы точно провалитесь.

— Говорит сумму за оценку, но если вы все знаете и хорошо ответите, вам поставят заслуженную оценку. (К таким, обычно студенты относятся хорошо)

— Вымогают втихую (вариант — догадайся сам). Вас много раз «заворачивают» на дополнительных, совершенно нелепых вопросах.

Лирическое отступление из личного опыта: Преподаватель по истории России, выслушав мой ответ и задав несколько дополнительных вопросов по теме, сказал, что поставит мне пятерку если я скажу кто танцевал в Лебедином озере в Большом театре, в начале XXв. второго справа лебедя.(Правильный ответ: его бабушка)  Как вы думаете, смогла я ответить? Пришлось идти на пересдачу. Решили вопрос с оценкой литр марочного коньяка и 5 тыс.р. Для меня, в то время, совсем не маленькая сумма. Так договаривались с ним все. Пока он не нарвался на деточку важного человека. Больше ничего не скажу о преподе, о покойниках плохо не говорят…

Есть преподаватели, которые совсем не берут взятки:

— Фанаты образования, без фанатизма к своему предмету. Если знания есть, оценку поставит честно. Если к тому же предмет не по профилю будущей профессии студента, сделает скидочку. (Студенты таких уважают).
— Фанаты своего предмета. Часто от них услышишь: «Этот предмет знаю на 5 только я!».
Сдавать им мучительно и трудно. Тройка с первого раза считается невероятной удачей.
(Таких терпеть не могут!)

Нашла интересную статью на тему взяток на сайте: http://www.auportal.ru

Эта тема у студентов имеет большый рейтинг среди других. И, наверное, у каждого был случай, когда приходилось выбирать — давать взятку или "штурмовать" преподавателя собственными знаниями.

Обратимся к недалекому прошлому. В доперестроечное время взятки брали, но очень осторожно. Но грянула перестройка, и … Боязнь потерять свое место на какое-то время почти прекратила это массовое явление. Повезло тем, кто стал студентом в период с 1988 по 1993 гг. Тогда даже цветы на экзамен от всей группы было нечто из ряда вон. Но потом все вернулось на круги своя. Да, хочу заметить, обычно, чем менее известен вуз, тем более распространены там любые формы взяток. Отдельный разговор — вступительные экзамены. Совсем недавно я ратовала за то, что при способностях чуть выше среднего уровня вполне реально поступить на выбранный факультет. Но как показывает практика — это скорее исключение, чем правило. Сегодня уже не достаточно целый год заниматься с репетитором, который в последствии будет в приемной комиссии. От него тоже мало зависит.

Распределение заветных мест обычно происходит следующим образом: существует ректорский список, в соответствии с которым ставятся баллы на вступительных экзаменах. Если Вы не в списке, то больше "4" не получите; для менее "продвинутых" остаются не престижные факультеты , для прочих абитуриентов утешительное — не добрал баллов. Я уже не говорю о платных факультетах, там дача взяток в порядке вещей. Например, чтобы защитить курсовую без проблем и доработок, нужно позаботиться об этом заранее. Хорошо, если это делается tet a tet и добровольно. Я приведу конкретный случай, когда защита курсовой предварялась такими словами: "Если хотите сдать курсовую работу, то от группы необходимо 1500 рублей". И это для всех — отличников, хорошистов и других. Столько оказывается стоит выслушивание того, что студент "насочинял". В данном случае студенты поступили просто. Они подняли этот вопрос на уровень администрации и деканата. В результате преподаватель-вымогатель оставил свою должность.

В 1998 году в г. Липецке в финансово-экономическом институте преподаватель неоднократно возвращал студентке работу, давая тем самым понять, что без рубликов ей сдать не удастся. Не имея возможности и желания платить, она обратилась в правоохранительные органы по факту вымогательства, где ее снабдили меченными купюрами. Итог этой истории такой: преподаватель осужден на 1,5 года и лишен преподавательской деятельности в течении еще 2,5 лет. Но что Вы думаете, взятки там прекратились? Увы, до сих пор в этом ВУЗе берут взятки и способы их получения принимают все новые и новые формы. Вымогать и при этом оставаться как бы ни причем — это целое искусство. Но им быстро овладевают. Получается так, что студент как бы навязывает взятку, смущаясь и извиняясь, а преподаватель, якобы делая великое одолжение, ее берет, при этом дающий чувствует себя весьма и весьма обязанным. Иногда преподаватель завышает требования к работе, тем самым готовит почву для того, что, не справившись, студенты все равно принесут желаемое. Например, студентам первого курса выдают задание на курсовую работу с поэтапной защитой, требуя не только всеобщего изучения темы, но и анализа, основанного на собственных суждениях, подкрепленных работами известных авторов. Реально оценить степень сложности работы с первого взгляда трудно. Но есть определенные критерии, выше которых преподаватель требовать не имеет права. Эти критерии излагаются в методических указаниях и учебных планах с комментариями и необходимым списком литературы. Если от Вас требуют сверх того, что указано, Вы вправе оспорить оценку, либо несправедливые, по Вашему мнению, замечания. Очень важное замечание: любой отказ пересмотреть работу оформляйте письменно, требуйте, чтобы преподаватель или другое лицо ставили свою подпись на заявлении (отказе и т.п.). Можно пойти в свой деканат, объяснить, что у Вас конфликт с преподавателем. Деканат должен созвать апелляционную комиссию и решить вопрос: сдавать ли Вам зачет другому преподавателю или всей комиссии. Как бороться со взяточничеством? Одни предпочитают мириться, чем загоняют проблему в область неразрешимых. Другие — бороться, чем осложняют себе жизнь, но, может быть, их действия все-таки что-то изменят. Единственное, что могу сказать, если есть уверенность в своих силах и знаниях, не бойтесь сдавать апелляционной комиссии, т.к. есть шанс получить положительную оценку. Если такой уверенности нет, то будьте, по крайней мере, благоразумными.

ВУЗы // // Просмотров: 7 983
  1. Виктор Лебедев
    2 Март, 2012 at 10:57

    В настоящее время объём бытовой коррупции (взятки врачей, преподавателей и авто-инспекторов) не превышает 1% всего коррупционного капитала. При этом распространилась практика привлечения к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ преподавателей вузов, не являющихся по факту должностными лицами. Правоохранительные органы, не допуская мысли о возможности провокационной мести студентов требовательным экзаменаторам, считают, что незаслуженная (за «взятку») оценка их знаний будет являться «преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30 УК РФ). Однако некачественное оказание образовательных услуг будет являться проблемой не экономической, а интеллектуальной безопасности и уголовное наказание таких преподавателей претит Конвенции о защите прав человека и основных свобод (см. ст. 6, 7 и 13). За нарушения регламента учебного процесса преподаватели должны быть наказаны только в дисциплинарном порядке (см. авторскую статью в газете «ЭЖ-ЮРИСТ» № 22, 2011 г. В случаях их «вымогательства» студенты должны информировать администрацию вуза или Рособрнадзор. Согласно п. 4 ППВС РФ № 19 от 16.10.2009 г., преподаватели должностными лицами будут являться только по приказу их зачисления в состав в каких-либо квалификационных комиссий Проведение же «оперативного эксперимента» законом предусмотрено только для тяжких и особо тяжких преступлений, к которым «взятки» в вузах никак не относятся.