Взаимосвязь художественного наследия и творчества.

 

Творчество представляет собой переосмысление действительности. Обращение человека к творчеству – есть не что иное, как подражание природе. С ранних пор развития человечества наши предки подражали природе, видя в этом возможность выживания. Именно в таком отношении к миру человек совершенствовался, создавал необходимые ему орудия охоты, одежду, жилища, заимствовал у природы конструкции, формы, цвета. К постижению законов природы художник приходил через мучительные и долгие поиски. Казалось бы, зачем художнику соблюдать законы, когда можно созерцать мир и на этой основе создавать свои творческие произведения. Однако без знания законов природы, без практического опыта, основанного на правилах зрительного восприятия и реалистического изображения, художник как творческая личность не состоится. Изобразительное искусство, несомненно, возникло ранее всех остальных искусств. Возникло тогда, когда первобытный человек впервые нацарапал на земле примитивный орнамент, нарисовал углем на стене пещеры зверя. Этим изображением он заложил первый камень в здание всего художественного наследия. Ранние, реалистичные изображения животных сменились схемами, на их основе возникла письменность. Возникновение письменности открыло перед людьми величайшую возможность передачи опыта не только на расстояния, но и во времени.

Потребность человека в творчестве неизмерима. Творить – значит наблюдать, запоминать, анализировать, сравнивать, сопоставлять и каждодневно практиковаться в мастерстве. Без творческого стремления, без творчества не было бы и художественного наследия. Воображение и фантазия, острота восприятия, эмоциональный отклик на волнующие явления жизни, аналитическое мышление присущи, как правило, творческому человеку, но достижения проявляются и реализуются только личностью, владеющей всеми тонкостями творческой профессии, и обладающей профессиональной подготовкой на достаточном уровне. Такой человек, несомненно, должен быть знаком с искусством прошедших времен, хотя бы для того, что бы создать новое, а не повторить уже созданное.

Говоря об эволюции художественного опыта, нужно отметить, что каждая эпоха обладала искусством, адекватным ее мироощущению и современным ей, поскольку в большей или меньшей степени она наследовала искусство предшествовавшего времени. Традиционное искусство подталкивало творцов к тому или иному способу художественного самовыражения. Разумеется, даже самые новаторские, шаги в искусстве не могли возникнуть на пустом месте, будучи не подготовлены опытом предыдущих поколений художников.

Любая великая эпоха оставляла будущему накопленный опыт в сфере художественного искусства. Египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения. Обучение в Древнем Египте строилось не на познании окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, копировании образцов. Древнегреческие художники призывали изучать реальную действительность, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в мире является человеческое тело. Ими было создано сочинение о пропорциональном соотношении между частями тела. Средние века привнесли в искусство духовность. В изображении стали важны не столько пропорции тела, сколько эмоции, характер и душевные качества модели. Но, наверное, ни одна эпоха не дала столько открытий в изобразительном искусстве, сколько эпоха Возрождения. Труды Леонардо по рисунку и живописи, великие скульптурные произведения Микеланджело, образы созданные Рафаэлем, Тицианом, Рубенсом и т.д., являются основой классического, художественного образования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справится с проблемой построения изображения трехмерной формы предметов на плоскости. Уже с конца XVI века обучение изобразительному искусству и передача опыта будущему поколению была поставлена на академическую основу. В этот период были основаны первые специальные учебные заведения – академии художеств и художественные школы. С этого момента освоение художественного опыта было систематизировано, со временем способы обучения молодых художников совершенствовались. Последующие поколения накапливали знания, изобретали новые приемы, привносили в искусство неповторимый национальный колорит, что очень обогатило мировое искусство в целом.

Каждое творчество черпает силы в культурных традициях, и достигает расцвета в контакте с другими. Именно поэтому необходимо сохранять, популяризировать и передавать будущим поколениям художественное наследие во всех его формах, отражающих опыт и чаяния человечества, создавая тем самым питательную среду для творчества. Очень важно вначале познать и изучить опыт и наработки великих мастеров прошлого. Без предыдущего культурного пласта, без изучения проверенных временем законов, без восприятия графических и художественных приемов и находок создать что-то действительно достойное невозможно. Можно создать новое только изучив, проверив и впитав в себя весь тот опыт проб и ошибок, который был до нас.