Свадебный пояс.

Женский пояс у всех народов мира был символом верности, порядочности и женской стыдливости, в связи с чем пояс считался важной деталью свадебного костюма. Пояс невесты свидетельствовал об установлении брачных отношений и обязанностей. Пояс жениха в свадебном обряде символизировал сексуальную силу и, по народным представлениям, провоцировал рождение мальчиков. У большинства европейских народов свадебные пояса были красными или пестрыми с преобладанием красных тонов, что охраняло брачующихся от всякой нечисти и дурного глаза. Обрядовые действия, производимые со свадебным поясом, отличались разнообразием, как по странам, так и по их областям. Пояс, как линия судьбы, связывал жизни молодых на всех этапах свадебного ритуала, начиная с гадания о суженом и сватовства и кончая венчанием и брачной ночью.

В обрядах поиска суженого соединенные концы пояса ассоциировались со связанностью судеб будущих жениха и невесты.
В русских деревнях девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется.
В Вологодской губернии существовал обряд гадания о суженом на поясе. На ночь к поясу девушка привязывала замок, запирала его, а ключ клала под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня».

В обрядах сватовства с помощью пояса родные и близкие молодых стремились укрепить их брачные отношения и свои новые родственные связи.

В России XIX столетия крестьянская невеста до и после свадьбы раздаривала до ста поясов, и потому некоторые девушки начинали ткать пояса с девяти-двенадцати лет (см.Пояса русского народного костюма XVIII—XIX веков).

В Псковской губернии свата, собирающегося в дом невесты, одаряли пояском, приговаривая: «Не я бью, удача бьет».

В Тамбовской и Псковской губерниях сваты, приходя в дом невесты, раскладывали кругом на полу пояс, и если невеста впрыгивала в него, то это означало ее согласие на свадьбу.

В Рязанской губернии крестный отец невесты снимал с себя кушак, связывал им молодых и стукал их головами с тем, чтобы они «жили ладно да гладко».

В Тамбовской губернии дружка, сняв кушак с жениха, обвязывал им новобрачных и обводил их вокруг стола в знак неразрывной связи будущих супругов.

Русская невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах, после чего она уже не имела права изменить решение и отказать жениху.

В России по завершению сватовства матери благословляли молодых не только хлебом, но и поясом, положенным сверху.

В ряде русских губерний свадебный пояс на девушку впервые надевал отец или ее крестный при обряде помолвки.
У белорусов невеста на сговоре опоясывала жениха.

В обряде венчания пояс выступал в роли оберега от дурных помыслов и символизировал вступление молодых в новый социальный статус.
В русских деревнях молодые, идя под венец, опоясывались под одеждой узловатой ниткой или лыком, что должно было предохранить их от порчи.

В селениях Калужской области в 20-е годы ХХ века существовал обряд «надевания красного пояса». Он проводился перед отправлением невесты к венцу, когда невесту поверх венчальной тонкой льняной рубахи подпоясывали красным шерстяным поясом с кистями. В обряде участвовали только женщины, которые осыпали невесту шутками, часто откровенно эротического плана.

В некоторых областях центральной России поясами украшали расписные дуги свадебной повозки.
В центральных губерниях России пояс клали на подножное полотенце в церкви.

В Коми для молодых, отправлявщихся под венец, полагались специальные пояса, связанные так же, как рыболовные сети, с множеством узелков, символизировавших большое потомство.

В деревнях Италии существовал обряд обряжания невесты женихом, который включал две основные части — надевание на ноги невесты обуви и подвязывание одежды свадебным поясом. Пояс был красного цвета, что напоминало древнеримскую традицию накрывать голову невесты покрывалом красного цвета.

В Верхней Австрии и Тироле, а также в соседней Баварии, платье невесты подпоясывалось металлическим поясом, который надевался один раз в жизни.

Во Франции пояс служил одним из традиционных подарков жениха. Помимо пояса, в набор из четырех ритуальных предметов костюма невесты входили фартук, чулочная подвязка и туфли. В XIX-XX веках пояс был, как правило, белым, а в старину — пестрым.

Кто бы ни надевал свадебный пояс невесте в ходе свадебного обряда, у всех европейских народов снять его мог только будущий муж, что утверждало его власть над женой.

В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом, с тем «чтобы дружно жили».

В Тамбовской области с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс».

После свадьбы русская молодая одаривала поясами за услуги тех, кто наливал воду в рукомойник, зажигал лучину, готовил постель и участвовал в прочих свадебных приготовлениях.

Традиционные свадебные обряды ушли в прошлое, но обычай дарить подарки как молодоженам, так и их родственникам остается в силе.

http://oliorosti.com