Роль А.А. Пластова в художественной жизни 50-70гг. и его место в нашем культурном пространстве.

 

Аркадий Александрович Пластов, советский живописец, родился 19 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область); дед его был местным иконописцем. Пластов, окончив духовное училище и семинарию, в 1912 году идёт учится в московское Строгановское художественно-промышленное училище, которое в 1914 г. успешно заканчивает и в этом же году поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). . В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры. В 1920-х — начале 1930-х гг. Пластов работает над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Испытал большое влияние «русского импрессионизма» мастеров «Союза русских художников» и передвижников. Пожар в мастерской в Прислонихе (1931г.) уничтожил практически все его ранние работы. Вышел на авансцену в те трудные годы, когда установилась строгая выставочная цензура, а в деревне как раз завершился период «великого перелома». . С 1935 года выступает с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к ее людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938г. Картины (а также портреты), проникнуты глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей.

У молодого художника был выбор: уйти в «подпольный авангард» или развивать идеи соц.реализма. Он продолжил традиции реализма дореволюционного. Смог найти свою дорогу не отклоняясь ни к соц.реализму и не уходя в «авангард».Со временем в его картинах проявились темпераментный талант колориста и великолепное чутье натуры драматически-сильных исторических обобщений: о трагической судьбе русского народа, не только в годы войны (хотя вроде бы внешне-сюжетно в картинах Фашист пролетел (1942г.), Жатва(1945г.), либо о тех надеждах на социальное обновление, что испытывала страна с победным завершением войны.

50-60е годы XX века получили название «Оттепель». Шумные демонстрации и вечера поэзии, первые отдельные квартиры и КВНы, походы и песни у костров, но самое главное это — ожидание перемен, вера в то, что уже завтра все будет лучше, чем сегодня. Такое настроение в обществе чем-то походит на первые весенние дни оттепели. Художникам 1950-60-х гг. предстояла непростая работа — дать самостоятельную эстетическую оценку тому, что еще только формировалось, грезилось в завтрашнем дне. От них требовалось не только мастерство, но и мужество дерзания, умение мечтать, им приходилось воссоздавать современность во всей ее сложности и многогранности, воплощая свои замыслы на холсте. Освобожденная от идеологической окраски, их живопись стремилась, в первую очередь, захватить зрительские симпатии. Отсюда большая описательность и прямолинейность образов в искусстве того времени. Живопись 50-60-х годов, сохранив лиризм и теплоту, начинает обретать большую декоративность, повысились звучность и чистота цвета, технические приемы стали раскованнее, а композиции разнообразнее. В искусстве этого времени преобладает реалистическая тенденция. Внимательное изучение рисунка, как основы школы мастерства, постоянное обращение к натурному материалу, поиск тесной связи тематики картины с содержанием самой жизни всегда отличали профессиональную художественную школу. Пластов, вне всякого сомнения, является ее представителем. Он вовсе не стремился к эпатажу, к новациям как таковым, но жил проблемами искусства, творил искренне, увлеченно. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Художник, как бы самобытен он ни был, всегда связан бесчисленными нитями с культурой прошлого. И чем сильнее мастер, тем шире эти связи. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна. В бане", 1954г.). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" С. Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951г.). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Э. Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), — не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Д. Энгра?

Талант Пластова чрезвычайно многогранен. Не последнее место в его творчестве занимает работа над иллюстрированием произведений русских писателей. Образы русской литературы во многом сформировали его как художника и может быть, в неменьшей степени, чем живописные традиции влияли на образный и философский строй его произведений. Большие циклы иллюстраций к произведениям Пушкина, Некрасова, Толстого, Гоголя, Чехова, Горького создаются им одновременно с живописными полотнами.

Его иллюстрации к «Капитанской дочке» стали как бы неотъемлимой частью самого произведения Пушкина. Образы героев живописных и литературных настолько органично сочетаются, что уже не воспринимаются друг без друга.

А. А. Пластов пишет произведения, которые не устаревают, пишет историю своего края. Время меняет многое, но люди в истинных своих переживаниях, почти не меняются. Художник сумел уловить именно то, что составляет суть человека, основу самой жизни.

Он был истинным патриотом. Не тем, кто кричит о патриотизме и для кого это лишь высокий лозунг. Для Пластова патриотизм был естественным и неотделимым атрибутом в его творчестве. Его земля, его родное село было его вдохновением. В нем черпал он свои сюжеты, находил своих героев. «Я чувствую необычайную привязанность к людям земли»,- говорил он. Художник жил думами и заботами о своих земляках, их делах. Образно говоря, Пластов подарил своим односельчанам билет в будущее. Мало какому провинциальному населенному пункту посчастливилось прославиться так, как без особых усилий или участия в важных событиях, удалось это Присонихе. Через много лет, благодаря Пластову, люди будут судить и помнить о ней и ее жителях благодаря мастерству художника. Пластов оставил память не только о своих односельчанах, он оставил память о своем времени. Сменятся поколения, пройдет время и многое забудется, и трудности, и беды, и радости. Судить о живших тогда людях будут по произведения искусства. Сегодня трудно осознать это. Но если подумать, что в сущности мы знаем о эпохе «Возрождение», о ее бедах и победах, о ее людях, о том как они выглядели? Память пополняется только за счет оставленных нам свидетельств великих мастеров. Если отбросить все, что мы знаем о времени, когда творил Пластов и отрешенно посмотреть на его картины, то можно сказать, что его современниками были прекрасные, работящие люди, солнце было ярким, небо высоким, девушки добрыми и веселыми, жизнь счастливой.

О своем творчестве он говорил: «Ни одну картину я не писал, не проверив тысячекратно, что собираюсь написать, что это правда и только правда, и иного быть не может.»

Как истинный крестьянин, Пластов не уставал любоваться красотой земли, ее удивительной способностью приносить урожай. Этот восторг художника перед вечной красотой и силой земли ощущается во всех его произведениях. Кто сравнится с Пластовым в умении передавать свет солнца, его живительную силу и тепло. Словно волшебник, поймав лучи солнца на кончик кисти, он заполнил ими свои полотна, вдохнув в них жизнь и красоту.

Палитра художника сложна и многолика. Она служит ему для передачи настроения, тончайших нюансов состояния человеческой души. В произведениях о колхозном труде А. А. Пластов редко изображал процесс труда, ибо считал, что главная цель искусства – духовная жизнь человека, его состояние, упоение трудом. При этом у него отнюдь не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Не случайно героями почти всех его произведений являются односельчане, которых он хорошо знал и понимал. Его образы тружеников родного села – Никиты Гуляева, Николая Лобанова, «Пастуха» и другие – отличаются значительностью, богатством внутреннего мира.

А. А. Пластов очень любил детей. Об этом свидетельствуют многочисленные детские портреты и тематические картины, посвященные им. Портреты Вали Волковой, Вали Мишовой, Сережи Гундорова и др. «Ребятишек я люблю, — говорил он, — как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение…». Поэтому дети являются действующими лицами многих его произведений («Дети», «Костер в поле»).

Пейзажи и жанры Прислонихи с окрестностями, а также портреты односельчан, составили огромный живописный цикл, за который художнику в1966 году была присуждена Ленинская премия.

Московские художники к Пластову относились (по словам его внука) как к деревенскому мужику. Но до поры.

А. А. Пластов был первооткрывателем многих тем в советском искусстве. Его произведения о жизни колхозного села привлекли внимание художников к сельской теме и послужили толчком для создания многих картин о деревенской жизни, о колхозном труде.

Его творчество естественно и разнообразно, как сама природа, которую он чувствовал и умел передать. Он писал действительно правдиво, не уничижая и не приукрашивая, не копировал, как фотограф, а раскрывал внутренний мир человека, угадывал характер и настроение героя. В этом его преимущество перед многими современными ему художниками. А. А. Пластов своим творчеством доказывал возможность оставаться верным себе в любой ситуации и при любом строе. Он понятен всем без исключения. Каждый может найти в его творчестве то, что ему близко. Произведения Пластова пронизаны теплом, добротой, духовностью. Если можно так выразиться, его работы чрезвычайно нравственны.

Каждое время несет в себе что-то позитивное и что-то негативное. И нельзя сказать, что когда то было лучше, чем сейчас. Конечно, для каждого человека строго индивидуальны «витки времени». Но в целом можно проследить некоторую общую «временную тенденцию». Период «оттепели» отмечен всеобщим энтузиазмом, его сменяет период некоторого затишья, апатии, названный «застоем». Пластов остался самим – собой и, возможно, даже не заметил, не позволил себе заметить этот переход. Ему пришлось прожить несколько эпох политической жизни страны. И все же он смог, не смотря ни на что, сохранить свое творчество позитивным. Настрой его картин чрезвычайно оптимистичен, образы лиричны и самобытны. Уныние и тоска прошли мимо его картин. Даже через много лет он будет понятен и близок тому, кто познакомится с его творчеством . Он смог понять и донести до зрителя ту внутреннюю сущность человека, те переживания и чувства, которые не подвержены влиянию времени или моде. Картины мастера будут актуальны и понятны всегда. Созданные им образы, на протяжении всего времени, могут быть и грустными и печальными, даже трагичными, но в каждом из них столько доброты, столько искренности, каждая его картина как пожелание счастья из прошлого.

При всей разности задач на протяжении десятилетий труда прослеживаются главные свойства личности А.А. Пластова — мудрая простота, самоограничение в отборе средств выразительности и неизменимая способность наполнять лаконичную пластическую форму дыханием жизни.

Ещё при жизни Пластов был признан классиком советского искусства. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, а русской живописи XX в. Пластов — великий художник крестьянской России.

 

  1. Вова
    9 Март, 2015 at 22:04

    Интересно и понятно . Спасибо.

  2. Анастасия
    20 Декабрь, 2010 at 00:25

    Огромное спасибо! Замечательная статья!

  3. я
    3 Март, 2009 at 18:42

    клёво!!!, вообще!!!))(((