Ребенок-сластена: насколько это вредно?

Как известно, большинство малышей — ужасные сластена. Порой кажется, что была бы их воля — все завтраки, обеды и ужины состояли бы исключительно из пирожных, мороженого и конфет. Так сколько сахара требуется ребенку, и когда нужно ограничить употребление сладостей?

Углеводы — это не только сахар…

Сахар играет важную роль в питании детей. Ведь это — известный источник углеводов. Углеводы — это группа пищевых веществ, в которой выделяют простые углеводы и сложные углеводы. Простые углеводы (глюкоза, фруктоза, мальтоза, сахароза) — это преимущественно сладкие вещества, которые мы получаем из фруктов, меда, сладостей. Сложные углеводы — преимущественно несладкие вещества, поступающие к нам с овощами, кашами, хлебом. Попадая в организм, они расщепляются под действием слюны в ротовой полости и желудке, а окончательно перерабатываются и всасываются в тонком кишечнике.

Не усваиваются только так называемые неперевариваемые сложные углеводы (пищевые волокна). Они способствуют нормальной работе кишечника, помогают выведению из организма холестерина, тяжелых металлов и чужеродных веществ, обладающих способностью вызывать онкологические заболевания.

Источниками пищевых волокон в питании детей младшего возрасте (до 3-х лет) являются фрукты, овощи, крупы, а после 3-4-х лет к ним добавляется хлеб грубого помола (с отрубями). Конечным продуктом расщепления углеводов является широко известная всем глюкоза. В чистом виде она содержится во фруктах, и чем плод слаще, тем ее больше. Глюкоза является универсальным источником энергии и одним из стимуляторов аппетита. При снижении ее уровня в крови появляется чувство голода. Существует три основных направления использования глюкозы в организме:
Является «топливом» для работы всех органов.
Откладывается про запас в клетках печени и мышцах.
Превращается в жир, когда количество ее поступления избыточно.

Углеводы нужны ребенку не только как поставщики энергии, но и как источники витаминов (витамина С, бета-каротина, фолиевой кислоты), ряда минеральных солей (калия, железа), пищевых волокон, (которые оказывают профилактическое действие в отношении запоров у детей, органических кислот, улучшающих процесс пищеварения. Чем больше таких ценных пищевых веществ приходится на единицу калорий, тем выше пищевая ценность того или иного углевода. Дошкольник должен получать в день 300 г овощей и 150 г фруктов.

Сахар не несет в себе пищевой ценности, имея при этом высокую калорийность. Доля углеводов в рационе питания детей в значительной степени зависит от возраста. У детей первого года жизни их содержание составляет 40 процентов. А после года возрастает до 60 процентов, из которых не более 10 процентов составляет сахар, включая содержащийся в кондитерских изделиях.

Когда и как давать лакомства?

Любовь к сладкому заложена в ребенке на генетическом уровне. Первое питание в жизни младенца — это грудное молоко, сладость которому придает молочный сахар — лактоза. При искусственном вскармливании с молочными смесями ребенок получает лактозу и мальтозу. Введение прикорма расширяет ассортимент источников углеводов — фруктовые и овощные соки, пюре, каши, которые полностью покрывают потребности детского организма в углеводах. Как правило, они не содержат столового сахара — сахарозы, и желание некоторых родителей подсластить то или иное блюдо по своему вкусу, чтобы ребенок больше скушал, совершенно недопустимо. Такое поведение взрослых может привести к извращению вкусовых ощущений у ребенка, отказу от несладких блюд и как следствие — перееданию, избытку веса.

После года детям разрешается вводить в питание небольшое количество столового сахара, а также сладости. Для детей от 1 года до 3 лет количество сахара в сутки составляет 40 г, от 3 до 6 лет — 50 г. Начать знакомство со сладостями можно с различных муссов, которые готовятся на ягодно-фруктовой основе (из свежих и свежезамороженных ягод и фруктов). Затем можно полакомиться зефиром, мармеладом, пастилой, а также различным видами варенья, джемов, повидла. В основе зефира и пастилы лежит фруктово-ягодное пюре, взбитое с сахаром и яичными белками. Впервые угощая ребенка зефиром, лучше выбрать ванильный или сливочный, позже можно предложить зефиры с фруктовыми наполнителями.

Мармелад — желеобразное кондитерское изделие, получаемое в результате уваривания смеси фруктово-ягодного пюре, сахара, патоки (продукта переработки крахмала), пектина. Лучше не предлагать ребенку жевательные разновидности мармелада, так как в них содержится много красителей, к тому же он имеет жесткую консистенцию, и малыш глотает его, практически не пережевывая.

С трехлетнего возраста (не ранее) можно предлагать подросшему крохе торты и пирожные, не содержащие кремов на жировой основе, и нежирные сорта мороженого (не пломбир). Количество сладостей регламентируется: от 1 года до 3 лет — 10 г в сутки, и от 3 до 6 лет — 15 г. Их употребление не должно носить характер поощрения для ребенка и, конечно, давать их следует после основного приема пищи или на полдник.

До четырехлетнего возраста нельзя давать детям карамель и леденцы, так как существует риск подавиться. Что касается шоколада и какао, а также зефира в шоколаде, конфет в шоколаде и так далее, то ребенку до трехлетнего возраста лучше с ними не сталкиваться. Шоколад содержит в себе много жира и создает нагрузку для ферментативной системы желудка и поджелудочной железы ребенка. Совсем не рекомендуется его употреблять маленьким аллергикам и детям с измененными функциями поджелудочной железы. Если нет противопоказаний, то с трех лет можно давать немного белого и молочного шоколада, а с 5-6 лет — остальные его виды.

Пчелиный деликатес

Отдельно скажем о меде. Он обладает не только высокой питательной ценностью (за счет легко усваиваемых сахаров — глюкозы и фруктозы, калорийность его достигает 335 ккал/100г), но и целебными свойствами. Цветочный пчелиный мед благоприятно воздействует на органы пищеварения, улучшая секреторную и двигательную активность желудка и других органов, стимулирует аппетит и оказывает некоторое послабляющее действие на желудочно-кишечный тракт. Кроме того, мед обладает антимикробными свойствами в отношении ряда бактерий, вызывающих нарушение кишечной микрофлоры, повышает устойчивость организма к некоторым вирусам, оказывает противовоспалительный и отхаркивающий эффект при заболеваниях дыхательных путей.

Однако использование меда в питании дошкольников ограничено его высокой аллергенностью. До 3 лет употребление меда, как самостоятельного продукта, нецелесообразно. Он может входить в различные продукты детского питания промышленного производства (каши или печенье), но его количество там ничтожно мало. После 3 лет можно вводить мед в питание детей, но изредка, не более 1 -2 чайных ложек, добавляя его в некоторые блюда, как лакомство. Если ребенок страдает аллергией, употреблять природное лакомство можно только после дополнительной консультации с лечащим врачом.

Горькие последствия сладкой жизни

Угощая ребенка различными сладостями, следует помнить о том, что избыточное их потребление может привести к ряду заболеваний. Например, к кариесу — прогрессирующему разрушению твердых тканей зуба с образованием дефекта в виде полости. Учеными доказано, что сахароза обладает выраженной способностью вызывать эту болезнь. Низкая частота кариеса у детей наблюдается в том случае, когда уровень потребления сахара составляет около 30 г в день, что примерно соответствует физиологической норме его потребления.

Педиатры считают, что нет необходимости уговаривать или принуждать ребенка кушать. Не существует добровольно голодающих детей. Однако не следует поддаваться мифу о том, что ребенок сам инстинктивно выбирает нужную ему пищу. Именно родители могут (и должны!) еще в раннем детстве сформировать любовь ребенка к правильному рациону. Малышу нужно привить вкус к овощам, фруктам, супам и кашам. И конечно, нельзя идти на поводу у ребенка, предлагая ему сладости и кондитерские изделия, если он отказывается от еды.

ttp://medportal.ru