Как воспитывали детей в дохристианской Руси.

slavgorod1.jpgВзгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразными. 

В сис­те­ме ду­хов­ных цен­но­стей  сла­вян со­хра­не­ние пле­ме­ни бы­ло ос­нов­ным по­ня­ти­ем. Жизнь от­дель­но­го че­ло­ве­ка все­це­ло за­ви­се­ла от се­мьи, об­щи­ны и пле­ме­ни. Ук­лад жиз­ни сла­вян оп­ре­де­лял тра­ди­ции в вос­пи­та­нии де­тей, нрав­ст­вен­ные цен­но­сти, пе­ре­да­вае­мые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

В дох­ри­сти­ан­ской Ру­си вос­пи­та­тель­ные ме­то­ды бы­ли тес­но свя­за­ны с язы­че­ски­ми пред­став­ле­ния­ми о при­ро­де и ок­ру­жаю­щем ми­ре. Вос­пи­та­ние бы­ло на­прав­лен­но, пре­ж­де все­го на то, что­бы раз­вить в ка­ж­дом ре­бен­ке важ­ные и по­лез­ные для об­щи­ны ка­че­ст­ва ха­рак­те­ра, та­кие как тру­до­лю­бие, че­ст­ность, ис­пол­ни­тель­ность, ува­же­ние к стар­шим и т.д. Че­рез тра­ди­ци­он­ные об­ря­ды и фольк­лор ре­бе­нок учил­ся ос­но­вам раз­лич­но­го ви­да дея­тель­но­сти, уз­на­вал при­ро­ду и ок­ру­жаю­щий мир.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше (обычно это делали с мальчиками 1-3 лет). Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.

slavgorod2.jpgО де­тях за­бо­ти­лась вся се­мья, и опе­ка это на­чи­на­лась за­дол­го до его по­яв­ле­ния на свет. Из­древ­ле чле­ны сла­вян­ской се­мьи ста­ра­лись ог­ра­дить бе­ре­мен­ную жен­щи­ну от вся­ких на­пас­тей. На­при­мер, в по­след­ние пе­ред ро­да­ми ме­ся­цы жен­щи­ну да­же не вы­пус­ка­ли из до­му, по­то­му что в до­ме она на­хо­ди­лась под опе­кой до­мо­во­го и свя­щен­но­го ог­ня до­маш­не­го оча­га. Да и во­об­ще, бо­ясь сгла­за, да­же сам факт бе­ре­мен­но­сти жен­щи­на пы­та­лась скрыть по воз­мож­но­сти доль­ше, а срок ро­дов хра­ни­ла в стро­жай­шем сек­ре­те. Но са­ма бе­ре­мен­ная счи­та­лась лю­би­ми­цей бо­гов и мог­ла при­но­сить сча­стье и уда­чу. Жен­щи­ну, жду­щую ре­бен­ка, ино­гда спе­ци­аль­но при­гла­ша­ли в сад и уго­ща­ли яб­ло­ком. Со­глас­но при­ме­там, ес­ли бе­ре­мен­ная от­ве­да­ет яб­ло­ко с мо­ло­дой яб­ло­ни, де­ре­во весь свой век бу­дет бо­га­то пло­до­но­сить.

Про­цесс ро­ж­де­ния сла­вя­не счи­та­ли один из са­мых са­краль­ных со­бы­тий. Они ве­ри­ли, что ро­ж­де­ние, как и смерть, на­ру­ша­ет тон­кую грань ме­ж­ду ми­ром жи­вых и мерт­вых лю­дей. По­это­му ро­ж­де­ние ре­бен­ка счи­та­лось опас­ным де­лом не толь­ко для ма­те­ри и но­во­ро­ж­ден­но­го, но и для всех ро­ди­чей. По этой при­чи­не жен­щи­на не ос­та­ва­лась ро­жать до­ма, что­бы не на­вре­дить ос­таль­ным. Она ча­ще все­го ухо­ди­ла в лес или хо­тя бы в дру­гое по­ме­ще­ние, на­при­мер, в ба­ню.

Су­ще­ст­во­ва­ло мно­го обы­ча­ев и об­ря­дов, цель ко­то­рых бы­ла по­мочь жен­щи­не в ро­дах. На­при­мер, что­бы те­ло ма­те­ри лег­че рас­кры­ва­лось, и ре­бе­нок бы­ст­рее ро­дил­ся, ро­же­ни­це рас­пле­та­ли во­ло­сы. Да­же в до­ме от­кры­ва­ли все ок­на и две­ри, раз­вя­зы­ва­ли уз­лы и от­пи­ра­ли зам­ки. В ро­дах бу­ду­щей ма­те­ри обыч­но по­мо­га­ла опыт­ная жен­щи­на, ко­то­рая са­ма уже име­ла не­сколь­ких здо­ро­вых де­тей. Не ред­ко на ро­дах при­сут­ст­во­вал и муж, это бы­ло обыч­ным де­лом и счи­та­лось, что нет ни­че­го дур­но­го в том, что ря­дом со стра­даю­щей жен­щи­ной на­хо­дит­ся лю­бя­щий и на­деж­ный че­ло­век.

Ес­ли ро­ж­дал­ся маль­чик, то пу­по­ви­ну пе­ре­ре­за­ли на то­по­ри­ще или стре­ле для то­го, что­бы он рос хо­ро­шим охот­ни­ком или мас­те­ро­вым. Ес­ли по­яв­ля­лась на свет де­воч­ка, то пу­по­ви­на от­се­ка­лась на ве­ре­те­не, что­бы де­воч­ка рос­ла тру­до­лю­би­вой ру­ко­дель­ни­цей. Пу­пок ре­бен­ку пе­ре­вя­зы­ва­ли льня­ной нит­кой, ку­да впле­та­лись во­ло­сы от­ца и ма­те­ри.

Гла­ва се­мей­ст­ва брал на ру­ки но­во­ро­ж­ден­но­го и по­ка­зы­вал его Не­бу и вос­хо­дя­ще­му Солн­цу, что­бы жизнь ре­бен­ка бы­ла дол­гой. За­тем мла­ден­ца по­ка­зы­ва­ли Ог­ню оча­га и рас­ту­ще­му ме­ся­цу, что­бы ма­лыш рос креп­ким и здо­ро­вым. По­том отец при­кла­ды­вал сво­его ре­бен­ка в Зем­ле-Ма­туш­ке и оку­нал его в Во­ду. Та­ким об­ра­зом, но­во­ро­ж­ден­ный пред­став­лял­ся всем Бо­же­ст­вам Все­лен­ной, все­му Ми­ру, Кос­мо­су и от­да­вал­ся под их по­кро­ви­тель­ст­во.

По­том ре­бен­ку да­ва­ли имя, од­на­ко оно хра­ни­лось в стро­жай­шем сек­ре­те. Сла­вя­не счи­та­ли, что имя во мно­гом оп­ре­де­ля­ет судь­бу че­ло­ве­ка. Имя нуж­но бы­ло обе­ре­гать от злых ду­хов и не­до­б­рых лю­дей, по­это­му у сла­вян дол­гое вре­мя су­ще­ст­во­вал обы­чай двой­ных имен: од­но имя тай­ное, да­ва­лось при ро­ж­де­нии, а дру­гое имя бы­ло мир­ским.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.

Вос­пи­та­ние ре­бен­ка рас­смат­ри­ва­лось как про­цесс его взрос­ле­ния, ко­то­рый про­хо­дил в не­сколь­ко эта­пов: "мо­ло­дой" — 3-6 лет­нее ди­тя, "ча­до" — 7-12 лет­ний ре­бе­нок, "от­рок" — под­рос­ток 12-15 лет.

Де­ти до 3-4 лет на­хо­ди­лись под опе­кой ма­те­ри. Роль ма­те­ри в вос­пи­та­нии на про­тя­же­нии все­го пе­рио­да дет­ст­ва бы­ла весь­ма важ­ной. Вот от­че­го всту­пив­ше­го во взрос­лую жизнь че­ло­ве­ка на­зы­ва­ли "ма­тё­рым", то есть вос­пи­тан­ным ма­те­рью.

 

Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества.

Первое – мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью. Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.

Что значит защищать психологически?

У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность – защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.

И второе качество настоящего мужа – умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.

 

Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.

Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины.

Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.

Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного.Обряды касались и внешнего вида девушек.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу — вскочу, не хочу — не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу.

Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.

 

Образование по — древнерусски

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование»: от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все драгоценные знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание единственного человека.

Столетиями русским внушали, что письменность «диким язычникам» дали «добрые греки» — монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Но и теперь мы имеем массу данных, что славяно-русы имели свою письменность задолго до крещения.

Например, найдено два древнерусских меча (дохристианской эпохи), на них славянские надписи – видимо, имена кузнецов, «Людота Коваль» и «Славимир».

Ещё одно материальное свидетельство о существовании славянской письменности — это надпись на знаменитой «гнездовской корчаге» середины 10 столетия (она найдена в одном из Гнездовских курганов в 1949 году Д. А. Авдусиным). Надпись состоит из одного слова «гороушна» (видимо, горчица), процарапанного на поверхности уже обожженной корчаги. Есть и другие материальные доказательства, так в Новгороде найдена деревянная бирка с надписью, в слоях X века.

Таким образом, наши пращуры были весьма развитым народом, имели свою державу, цивилизацию, задолго до крещения.